Техника

Противоречивый. Как обстоят дела с надежностью у мотора 1.6 HDI / TDCi

Популярный и широко распространенный турбодизельный двигатель рабочим объемом 1.6 нашел применения на моделях многих автопроизводителей. Он известен не только под маркетинговыми аббревиатурами HDI и TDCi, он также «скрывается» под обозначениями MZ-CD, DRIVe, DDI и «просто D».

В этой статье мы расскажем о надежности двигателя 1.6 HDI / TDCi, рассмотрим отзывы о его проблемах и ресурсе и подскажем, где купить контрактный дизельный двигатель 1.6 Форд, Ситроен, Пежо, Вольво, Мазда, Фиат, Мини.

Перечень марок и кодовых обозначений 1,6-литрового турбодизеля приведен в таблице. 

Применение турбодизеля 1,6 л и его кодовые обозначения у различных марок

Автопроизводитель 1,6 л, 75 л.с. 1,6 л, 90 л.с. 1,6 л, 110 л.с.
Ford ННJF, UBJA ННDA, ННDB, ННJD, ННJC, ННJE, GPDA G8DA, G8DB, G8DD, G8DE, G8DF
Fiat    9НU  
Citroёn    DV6АТЕD4: 9НX, 9НV DV6TED4: 9НY, 9НZ
Peugeot    DV6АТЕD4: 9НX, 9НV DV6TED4: 9НY, 9НZ
Mini    DV6АТЕD4: 9НZ DV6TED4: 9НZ, W16 D16
Mazda    Y406, Y646 Y601, Y642
Suzuki    9НX  
Volvo      D4164T

Вообще по внутренней инженерной документации этот мотор известен как DLD-416. Он был создан специалистами компании Peugeot, получившей заказ от автопроизводителей PSA и Ford. Этот силовой агрегат устанавливали на разнообразные французские и итальянские автомобили, а также на машины тех производителей, которые в 2000-х принадлежали концерну Ford (это в частности Mazda и Volvo). Также 1,6-литровый двигатель закупала компания BMW для своей «дочки» Mini. Все верно, Mini One D приводится этим мотором. 

Двигатель 1.6 HDI / TDCi начали устанавливать в 2004 году, его первым носителем был Peugeot 407. К 2011 году сфера применения, то есть количество моделей-носителей, этого двигателя сузилась. К тому же он был модернизирован и получил новую ГБЦ, в которой вместо 16 клапанов применяются только 8. Такой вариант мотора 1.6 носит индекс DV6C и DV6D.

Конструктивные особенности двигателя 1.6 HDI / TDCi (DV6)

1,6-литровый турбодизель концерна PSA и компаний Ford получил все модные решения начала 2000-х годов:

  • блок цилиндров из алюминиевого сплава;
  • отсутствие гильз;
  • головку блока цилиндров с 4-мя клапанами на цилиндр (16 клапанов);
  • два распредвала;
  • привод ГРМ ремнем, но только на выпускной распредвал;
  • впускной распредвал, который приводится цепью от выпускного;
  • топливную систему Common Rail от Bosch;
  • одну турбину.

На версиях двигателя мощностью до 90 л.с. используется турбина MHI TD025 c перепускным клапаном, а на версии 100 л.с. - турбина c изменяемой геометрией Garrett GT15V.

Что говорят о надежности двигателя 1.6 HDI / TDCi ?

Об этом силовом агрегате буквально ходят легенды, не дающие однозначной картины о его надежности. Есть версии и мнения, что этот двигатель крайне надежен, называют его неубиваемым. При этом существуют отзывы, что мотор 1.6 HDI / TDCi крайне капризен. Однозначно доля правды есть в обоих точках мнения. Мы рассмотрим типичные неисправности, которые возникают при эксплуатации двигателя 1.6 HDI / TDCi.

Турбина двигателя 1.6 HDI / TDCi

Турбокомпрессор мотора 1.6 HDI / TDCi не отличается долговечностью и ресурсом. Он довольно быстро выходит из строя из-за износа вала и подшипников. Износ обычно проявляется просачиванием масла в компрессорную или турбинную часть. Впрочем, выход из строя турбины двигателя 1.6 HDI / TDCi случается из-за внешних факторов.

Еще одна причина выхода из строя турбины

Также навредить здоровью турбины на этом двигателе можно в результате неаккуратной фиксации патрубка на «холодной» части турбины. Этот патрубок от фильтра к турбине приходится снимать при замене воздушного или масляного фильтра в тесных моторных отсеках французских автомобилей.

Если патрубок и его хомут надеты и зафиксированы ненадежно, то турбина начнет «подсасывать» воздух вместе с пылью из подкапотного пространства. В этом случае как минимум не избежать сколов на кромках лопаток турбины. 

Старение масла

Двигатель 1.6 HDI / TDCi довольно быстро «коксует» масло любого качества, поэтому крайне не рекомендуется затягивать его смены. Тем более что сгустки, частички и прочие примеси забивают фильтр-сетку грубой очистки, установленный в штуцере на трубке подачи масла к картриджу турбины (этот штуцер ввинчивается в блок двигателя). Если фильтр забивается, турбина начинает «голодать», что очень быстро приводит к износу ее вала и втулок-подшипников. 

Износ распредвалов

Моторы 1.6 HDI / TDCi из первых лет выпуска запомнились износом кулачков распредвалов. Износ возникал из-за некачественной стали, из которой отлиты кулачки. В результате они изнашивались, на них образовывалась выработка и даже раковины. 

Масляный насос

Производительность насоса, отвечающего за давление масла, может снижаться из-за износа. В итоге наступает масляное голодание турбины и ГБЦ. При этом сигнальная лампа загорается лишь при снижении давления до 0,5 бара – а это критически низкое давление масла для смазки двигателя.

Пневмодозатор

Впускной тракт турбодизеля 1.6 на моделях Peugeot и Citroёn, а также Mini отличается от впуска этого же мотора для автомобилей Ford, Volvo, Mazda. На 110-сильном моторе для установлен пневмодозатор. Со временем его пластиковый корпус растрескивается, даже разрушаются его ножки-опоры, теряют герметичность манжеты в соединениях с патрубками. Через трещинки или соединения начинает сочиться масло (оно попадает во впуск в виде масляного тумана через систему вентиляции картерных газов) и капать на расположенные под ним генератор и его ремень. 

Цепь распредвалов

Единственная и очень короткая цепь, служащая для привода впускного распредвала, может растягиваться. При растяжении цепи двигатель 1.6 HDI / TDCi работает с характерным металлическим стрекотом. Цепь нужно менять, благо производитель выпустил ревизионную цепь с более толстыми наружными пластинками звеньев.

Форсунки

Как и на многих дизельных двигателях под форсунками Common Rail на двигателе 1.6 HDI / TDCi находятся огнеупорные шайбы, которые нужно менять. Со временем шайбы прогорают и в ГБЦ из камер сгорания начинают прорываться газы, откладываясь в них сажей и сгустками маслянистых образований.

А при ослаблении гаек на шпильках, фиксирующих форсунки, в гнезда форсунок начинает просачиваться масло из ГБЦ. Гайки форсунок необходимо зафиксировать с правильным моментом. 

Выводы

Как видите, типичных неисправностей у 1,6-литрового турбодизеля хватает. Мы не настаиваем на том, что все они случаются и вызывают проблемы. Многие владельцы довольны этим двигателем, но в то же время немало и тех, кто уже намучался с ремонтами, вызванными именно этим двигателем. Если возникли серьезные проблемы и нужен агрегат на замену, то купить контрактный двигатель 1.6 Форд, Пежо, Ситроен, Вольво, Мазда с гарантией и доставкой можно у компании «АвтоСтронг-М»

Евгений Дударев
autospot.by