Репортаж

Jaguar Land Rover покоряет Европу. Какие уголки Европы можно посетить, путешествуя на автомобиле

Наша экспедиция – это три британских полноприводных автомобиля и восемь водителей. Впереди около 2500 км до перевала Стелвио и столько же на обратную дорогу. В прошлом году мы открывали Европу вместе с официальным дилером Jaguar Land Rover в Беларуси «Атлант-М Британия», путешествуя в Северную Италию. В этот раз мы едем почти в том же направлении, но выбираем другие дороги и шоссе.

Двое из трех автомобилей в нашей экспедиции тоже новые. Компанию Range Rover Evoque, на котором почти мы почти год назад (модель та же, но сама машина новая) доехали до итальянской Альбы, составляют Jaguar F-Pace и Land Rover Discovery 5. Все автомобили нам хорошо знакомы, а наибольший интерес вызывает новый «Диско». Год назад мы открывали Европу на прошлом, четвертом поколении, британского внедорожника. Впечатления о нем все еще свежи, а потому мы позволим себе проводить параллели и сравнения разных поколений этой легендарной машины.

Экспедиция к перевалу Стельвио состоялась на автомобилях Range Rover Evoque, Jaguar F-Pace и Land Rover Discovery 5. Все машины - с самыми мощными бензиновыми моторами. 240 турбированных л.с. у Evoque и по 340 л.с. компрессорных л.с. у F-Pace и Discovery 5.

Распределяем экипажи по машинам, грузим чемоданы в багажники и выбираем пункт назначения первого дня экспедиции. Адрес отеля в польском Кракове вводим не только в навигационных приложениях смартфонов, но и в штатной навигации наших машин. Встроенные «навики» находят отель и самостоятельно прокладывают до него маршрут из Минска. Отправляемся в путь!

Шоссе из Минска до польской границы хорошо известна каждому беларусу, имеющему водительское удостоверение. Дорога нормальная, стрелой пронизывает просторы нашей родины. Экипаж Discovery 5 с удивлением для себя отметил небольшое изменение в хорошо известных пейзажах: самая высокая – считай, внедорожная – среди трех экспедиционных автомобилей посадка позволяет взглянуть на окружающий дорогу ландшафт буквально с новой высоты. Чисто, красиво, солнечно, но все же привычно.

Последние километры по дорогам Беларуси.

Минск – Краков

В любом путешествии за пределы Беларуси на автомобиле первая остановка – это всегда граница. Она почти всегда непредсказуема. За час до прибытия в Домачево проверяем очередь на въезд: ни одной машины. По факту на момент прибытия тут уже собралась очередь из 50 машин. Как выяснилось через час-полтора, темп пропуска на польской территории резко снизился. На польской стороне погранперехода собралась очередь из сотни машин. В результат пересечение границы отняло у нас почти 5 часов.

Платные дороги Польши позволяют сократить время в пути и ехать с комфортом. Правда, платные магистрали построены в основном на юге Польши. 

Граница позади, солнце почти за горизонтом – надо мчать в Краков. Добраться в королевский город можно тремя различными путями. Расстояние и время в пути примерно одинаковое. Мы решаем ехать на юг до скоростной магистрали А4, которая практически телепортирует нашу экспедицию в Краков. Но до трассы А4 еще нужно добраться, прокладывая себе путь по двухполосным шоссе, на которые, как на нить, нанизаны городки и деревушки. На многих участках идет ремонт: одна полоса движения перекрыта, проезжать следует по разрешающему сигналу светофора. Несколько сотен километров через деревушки и ремонты дорог – и мы на платной трассе А4, проезд по которой стоит 9,90 злотых. 

Краков – Братислава – Вена

Во второй день экспедиции нам предстоит добраться до столицы Австрии. Мы решаем добраться до Вены дорогами Словакии, а не Чехии, по которым ездили в прошлом году. В Словакии проезд по дорогам платный, а виньетки можно и нужно купить онлайн, оплатив их картой. Номера машин попадают в базу данных. Дорога до границы Словакии пролегает по бесплатным польским дорогам, все так же пронизывающим городки и деревни. Похоже, в Польше все в порядке: автомобили свежие, придорожный сервис не оставил по краям дорог ни одного пустого места. Кафе, ресторанчики, небольшие офисы, цеха и автохаусы, торгующие «б/ушкой» встречаются на всем протяжении пути. Очень скоро мы получаем бонус: за окном начинают виднеться горы. Это Татры. Дорога поднимается вверх. Здешние городки уже давно превратились в курорты, где можно провести выходные, а зимой еще и покататься на лыжах.

Въезд в Словакию - по шикарной магистрали, приподнятой над ландшафтом на эстакаде. Правда, длина этой магистрали не прывышает нескольких десятков километров. Она буквально обрывается на ровном месте, приходится съезжать на обычную двухполоску, проходящую через городки.

Совсем скоро наша экспедиция прорывается в Словакию. Границы как таковой нет, лишь информационная табличка, приветствующая в новой стране и напоминающая о скоростных режимах на трассах. А еще путников в Словакии встречает транспортная инспекция: характерный минивэн «фотографирует» номера въезжающих сюда автомобилей и пробивает их по базе. Если проезд не оплачен, виньетку в виде наклейки вам никто не продаст, зато штраф выпишут.

В Словакии полным ходом идет дорожное строительство: страна встречает нас великолепным шоссе «с иголочки», проложенным буквально над предгорьями. Правда, это великолепие обрывается буквально через три десятка километров: эстакада заканчивается и нам приходится съезжать на двухполосное шоссе, ведущее в Братиславу.

Ближе к Братиславе шоссе стало шире.

Словакия с дороги и колес чем-то напоминает Польшу. Но здесь горы выше и краше, а вывески на объектах придорожного сервиса подписаны на словацком. Эта страна запомнилась нам отличным обедом: вкусно и качественно, будто в мишленовском ресторане, а стоимость на уровне типичного придорожного сервиса. Через несколько часов шоссе превращается в скоростную магистраль, приводящую нас на объездную дорогу Братиславы, а затем и к границе Австрии. Здесь сразу же делаем остановку рядом с пунктом продажи виньеток, служащих подтверждением оплаты дорог. Виньетка на 7 дней (минимально доступный срок оплаты) стоит 8,9 евро. С учетом качества австрийских дорог и живописных пейзажей это страны такая сумма – просто комплимент в их адрес.

Чувствуете разницу? Австрия встречает ветрогенераторами и каким-то порядком во всем и везде: на дорогах и полях.

В Вене мы ночуем в отеле, совершаем вечернюю прогулку, а на утро совершаем обзорную экскурсию с колес. Безусловно, в Вене можно остаться на несколько дней и посетить десяток ее достопримечательностей, но перед нами стоит другая цель. Мы путешествуем на автомобилях, а значит мы свободны от всей той суеты и банальных экскурсий, которые можно совершить на туристическом автобусе. В третий день экспедиции нам предстоит заночевать в Зальцбурге, который находится на расстоянии всего в 400 км от Вены. Этот путь можно преодолеть за 4 часа по великолепному скоростному шоссе. Чем ближе к Зальцбургу – тем более захватывающие виды открываются с дороги. С южной стороны дороги появляются горные хребты. С каждым километром пути они подступают все ближе. Причем не в одиночку, а с такими обязательными атрибутами Альп как луга и озера. Я в Альпах не в первый раз и не перестаю отмечать, что все-таки главная здесь – природа, а не человек. Люди не нарушили вековой уклад и смогли со всеми своими домами, дорогами, автомобилями и лодками-яхтами аккуратно вписаться в альпийский ландшафт и поддерживать здесь порядок и гармонию.

Альпы и горные пейзажи во всей красоте начинают проявляться в окрестностях Зальцбурга.

Зальцбург. Северный Рим.

Пребывая в полном очаровании от Альп прибываем в Зальцбург. Этот город прекрасен в том, что его достопримечательности крайне разнообразны и расположены очень компактно. Старинная часть города, лежащая на левом берегу реки Зальцах внесена в список культурного наследия ЮНЕСКО, а познакомиться со всеми ее жемчужинами можно буквально за один день.

Старый город Зальцбурга.

Символ Зальцбурга – это крепость Хоэнцзальцбург, венчающая гору Фестунг. Сегодня трудно представить, каких усилий стоило ее строительство: камни для ее возведения приходилось поднимать на высоту в 120 метров. Крепость моложе Минска всего на 10 лет: ее основали и начали строить в 1077 году. К середине 15 века Хоэнцзальцбург принял нынешний вид бастиона и обзавелся фуникулером для доставки грузов. Фуникулер работает до сих пор и доставляет в крепость туристов, не пожелавших подниматься на гору пешком.

Весь центр Зальцбурга – одна большая компактная достопримечательность, над которой возвышается одна из самых крупных крепостей Европы.

Судьба Зальцбурга тесно связана с Италией. Примерно со второй половины 13 и до начала 19 века этот город фактически был вторым по величине в мире клерикальным государством. Архиепископ Зальцбурга был наравне с Папой Римским и мог самостоятельно назначать епископов. Не удивительно, что этот город назвали Северный Рим, а его культура и архитектура развивалась в тесном взаимодействии с Италией. Зальцбургский Кафедральный собор, церковные и мирские здания, дома бюргеров, просторные городские площади построены в барочном стиле с итальянским акцентом. Но в то же время в нем ощущается порядок, стройность и логичность. Здесь не нужно искать и отличать знаковые здания от новостроя, не нужно петлять дворами и переулками. Уютные улочки с живописными зданиями здесь чередуются с широкими площадями и величественными соборами церквями.

 

А еще Зальцбург – родной город Моцарта. Дом, в котором семья Моцартов жила 26 лет, сегодня является музеем и одной из обязательных достопримечательностей Зальцбурга.

Тироль. Водопад Кримль.

Но нам пора в путь – в Лихтенштейн. Прокладываем маршрут до отеля и шутим о том, как бы нам не проехать эту страну мимо. Ведь она крохотная – каких-то 160 квадратных км. В очередной раз удивляемся сплоченности и открытости Европы. Нужно доехать из Австрии в Лихтенштейн? Немецкие автобаны вам в помощь. Навигация предлагает срезать путь по Германии.

Это фото сделано в Австрии. Запечатленные тут горы - территория Германии. 

Но мы отказываемся от такого варианта и решаем внедриться в Альпы, заехать в Тироль и уж потом мчать в столицу Лихтенштейна, название которой, как оказалось, мало кто знает. Вадуц – так называется столица карликового европейского государства. Ликвидировав пробел в знаниях, выезжаем из Зальцбурга и держим путь на юг к замку Хоэнверфен.

Эта крепость как из сказки. Она основана в 1077 году. Да как основана: фундамент, стены и казармы заняли одинокую скалу, или утес, высотой 155 метров над землей! Это же каких врагов нужно было иметь, чтобы так похлопотать об обороне Зальцбурга?! Ведь именно для защиты перевала Люг («Lueg») и был возведен замок Хоэнверфен.

155 метров над землей.

Замок несколько раз перестраивали, в том числе и адаптировали под ведение боя с применением артиллерии. Крепость захватывали лишь единожды. Причем это сделали свои же – бунтующие крестьяне и рудокопы, которые были настолько разъярены поборами и просто ситуацией в средневековой Германии, что разрушили замок до основания. Позже его восстановили, перевооружили и сделали мощнее. С 1623 года архитектурный ансамбль крепости не изменялся. Сегодня Хоэнверфен – шикарная достопримечательность, живущая своей жизнью. В одном из залов крепости есть выставка по мотивам изобретений Да Винчи. Здесь регулярно проходят мероприятия с участием охотничьих птиц.

Австрия впечатляет.

Повздыхав о непередаваемой красоте пейзажей, едем дальше. Находим в навигаторах координаты водопада Кримль и отправляемся в путь. Маршрут пролегает дорогами и серпантинами, лежащими вдалеке от привычных транспортных и туристических маршрутов. В пути нас встречают Альпы, холмы, луга, реки и ручьи. Здесь все прекрасно. И даже коровы выглядят почти как на обертке известного шоколада. На однополосных шоссе уложен идеально ровный и гладкий асфальт, полотно которого то петляет между лугов, то огибает скалы и теряется где-то в горах. Картинка за окном меняется каждые 10 минут, никогда не повторяется и всегда захватывает дух. Луга сменяются каскадами лесов и зелеными коврами крутых склонов, по которым аккуратно и в полной гармонии с природой расставлены австрийские домики-шале.

Наверное, каждый австриец мечтает о домике на склоне Альп и паре коров. Кстати, конкретно этот приусадебный участок расположен прямо напротив крепости Хоэнверфен и находится метров на 50 выше нее.

Водопад Кримль находится на границе земель Зальцбург и Тироль. Этот водопад является самым высоким в Европе: высота его каскада достигает 380 метров. Водопадом можно полюбоваться со стороны, а можно совершить восхождение практически к самому его истоку. Австрийцы просят за это удовольствие 4 евро.

Вид на водопад Кримль с дороги Герлос. 

Сразу в поселке Кримль начинается горная дорога Герлос. Она бодро взмывает вверх, делая пару крутых и быстрых виражей. По пути будет несколько смотровых площадок, откуда открывается шикарный вид и на водопад, и на долину в земле Зальцбург (по который мы и доехали к водопаду).

Горная дорога Герлос по-австрийски идеальна: ровный и гладкий асфальт, нормальная ширина полосы и крутые, но скоростные виражи. Жаль, она заканчивается слишком быстро. 

Дорога Герлос ведет в долину Циллерталь, а далее – к шоссе, связывающему Зальцбург и Инсбрук. Проезд по дороге Герлос обходится в 9,9 евро за один автомобиль.

Через искусстевнное озеро (оно образовано плотиной) Дурласбоден проходит граница земель Зальцбург и Тироль.

Путешественники на Range Rover встречались нам чаще, чем путешественники на машинах-одноклассниках немецких марок.

Лихтенштейн – перевал Стельвио, Италия

Переезд из Австрии в Лихтенштейн застает нас поздним вечером. И очередным серпантином. Отель, в котором нам предстояло переночевать, находился на горном склоне – в сезон здесь действует лыжный курорт. Из долины, с улицы Вадуца к отелю ведут «жалкие» 13 километров, проехать которые удалось за 20 минут. Почти полсотни виражей во тьме ночной – и мы на месте. Утром, отправляясь из Лихтенштейна в Италию, на перевал Стельвио, проезжаем тот же серпантин, спускаясь по нему.

Лихтенштейн оказался настолько крохотным и, в день нашего пребывания в нем, дождливым, что на его территории не удалось сделать ни одного хорошего снимка. Зато Швейцария приняла нас радушно: дожд прекратился, облака почти рассеялись.

Сотня километров – и наша экcпедиция прибывает в Швейцарский город Давос. Здесь, по мнению Джереми Кларксона, начинается лучшая дорога на свете. Репортаж с этой дороги опубликован отдельно. Вы найдете его по этой ссылке.

Похоже, лучшие машины для туризма, экспедиций и путешествий делают все-таки в Англии.

Италия – Любляна

Оставив позади перевал Стельвио, экспедиция Jaguar Land Rover отправилась в Любляну. Столицу Словении. Оптимальный маршрут, по данным навигации, с севера Италии пролегает по дорогам Австрии. Но случай в виде многокилометрового дорожного затора на итальянской магистрали меняет все планы. Оперативно решаем ехать южнее, дорогами вдоль побережья адриатического моря.

Вроде бы горы те же, но настроение другое. Альпийский пейхаж на территории Италии совсем другой. 

Север Италии, увиденный нами, - край садоводства. Мы попали сюда в период сбора винограда.

Бесплатные итальянские шоссе соединяют многочисленные поселки и города, в которых то и дело появляются симпатичные достопримечательности.

А вот так в Италии выглядит путь к обеду. Лишь с пятой попытки мы нашли ресторанчик, где нас покормили во время сиесты. 

Мы прибыли в Любляну поздно вечером и успели осмотреть ее утром. Этот город достоин внимания. Тут большой и обширный старый центр, замок-крепость на горе, язык, похожий на наш и приемлемые цены на проживание и питание.

Старый город Любляны - целиком пешеходный. Машины нужно оставлять на подземных паркингах, которых тут предостаточно.

Рыночная площадь в старом городе Любляны начала наполняться фермерами уже в 7 утра. Цены на овощи и фрукты ниже минских.

Над центром Любляны возвышается замок - Град. 

Экспедиция Jaguar Land Rover прошла на высшем уровне. Мы проехали почти 5000 км. Впечатления не померкли и не забылись до сих пор. В путешествиях на автомобиле есть своя прелесть и преимущества. Можно ехать куда угодно, как угодно и сколько угодно. Выбираешь точку или адрес в навигаторе - и едешь.

В следующей статье я расскажу о наших экспедиционных автомобилях.

Текст: Евгений Дударев
Фото: Евгений Дударев, Кирилл Закоблук
 

Выражаем благодарность официальному дилеру Jaguar Land Rover в Беларуси компании "Атлант-М Британия" и туристическому агентству Sapori tours за приглашение в поездку.