Летний сезон-2018 вот-вот начнется, поэтому мы представляем новый тест шин, на этот раз кроссоверных. Как обычно, мы выбираем из наиболее новых покрышек, доступных в продаже в Беларуси. Для тестов и сравнения были выбраны шины кроссоверного размера 225/65 R17 разных ценовых категорий.
Еще раз напомним, что шины подвергаются испытаниям для проверки их сцепных качеств с асфальтом. Ведь сцепление с дорогой определяет безопасность и обеспечивает возможность предотвратить столкновение.
Все испытания проходят в одинаковых условиях, которые контролируются с помощью «базовой шины». Эта шина надевается несколько раз во время испытаний, ее результаты сравниваются между собой для того, чтобы испытатели видели, что условия теста сохраняются.
В рамках сравнительного теста мы измеряли эффективность торможения шин на мокром и сухом асфальте, измеряли их способность отводить воду из пятна контакта, оценивали управляемость на мокрой и сухой дороге.
Торможение на мокром асфальте происходит в контролируемых условиях, на участке, постоянно и равномерно залитом водой слоем в 3 мм. В этот раз нас очень удивил разброс результатов. Дело в том, что аутсайдером теста оказались шины Toyo – в торможении с 80 до 5 км/ч они обеспечивают длиннющий путь в 33 метра. Этот результат гораздо хуже показателя лучшей шины в этом тесте – покрышек Nokian, которые останавливают кроссовер за 25,7 метра. Кстати, нас очень удивила и порадовала «Белшина»: новая кроссоверная модель Бел-411 смогла показать второй результат и «объехать» шины Michelin, Dunlop и оставить позади Cordiant из той же бюджетной категории.
Похожая расстановка сил наблюдалась и в тесте управляемости на мокром асфальте. Nokian, «Белшина», Michelin и Pirelli выступали в одной лиге. Аутсайдерами по-прежнему были шины Toyo, да и Cordiant.
В тесте на устойчивость аквапланированию – «всплытию» шин на скорости на поверхности водной пленки – решающее значение имеет рисунок протектора шин. И тут лучше всех выступили шины Cordiant, сопротивляющиеся всплытию до скорости в 84,6 км/ч. Dunlop отстали от них совсем незначительно. А вот симметричные «стрелки» протекторов шин Toyo и «Белшина» хуже других отводили воду из пятна контакта.
В торможении на сухом асфальте доминировали премиальные шины. Отличные результаты – в пределах 36 метров в торможении со 100 до 5 км/ч – показали покрышки Michelin, Nokian и Dunlop. «Белшина» показала средний результат – на 1 метр длиннее, чем у фаворитов. Плохо с торможением на сухом асфальте справляются шины Toyo и Cordiant.
Управляемость на сухом асфальте | |||
Субъективная оценка надежности управления на грани сцепных свойств шин | |||
Nokian | 9 | Быстрые чуткие отклики на руль. Слалом проходит вообще без сносов. Шины крепко вгрызаются в асфальт. | Скорость на дуге – более 120 км/ч и больше. Четкость в откликах на повороты руля сохраняется. Очень высокая стабильность и цепкость. |
Michelin | 9 | Хорошие быстрые отклики на руль. На слаломе машина четко и энергично следует за рулем, сносов при резких маневрах не отмечено. | Скорость на дуге – более 120 км/ч и больше. Шины обеспечивают четкие отклики на отклонения руля. |
Pirelli | 8 | Хорошие отклики на повороты руля, но отмечаются небольшие скольжения при маневрировании. | Высокая скорость на дуге, без тенденции к сносу. Точные реакции на повороты руля, хорошее поперечное сцепление. |
Белшина | 7 | Довольно хорошие отклики на руль, но при маневрировании отчетливо ощущаются сносы, снижающие темп слалома. | Скорость на дуге около 110 км/ч. При этом точность управления, следования дуге средняя. Есть тенденция к сносу. Для коррекции траектории приходится поворачивать руль на больший угол. |
Goodyear | 7 | Неплохие реакции, но чувствуется "мягкость" на фоне скольжений при маневрах. | Ощущается тенденция к скольжению на скоростной дуге на скорости порядка 110 км/ч. Отклики на руль плавные, слегка замедленные. |
Dunlop | 7 | Мягкие и не очень быстрые на повороты руля, скольжения при маневрах. | Проявляются скольжения на дуге скорости порядка 110 км/ч, невысокая четкость подруливающих откликов на руль. |
Toyo | 6 | Очевидные скольжения передней осью, необходимость поворачивать руль на больший угол при маневрировании. | Слабое поперечное сцепление на дуге, проявляются скольжения при скорости около 105 км/ч. Вялые и невнятные корректирующие отклики на руль. |
Cordiant | 6 | Неплохие отклики на руль, но скольжения на слаломе продолжительные, с тенденцией к заносу. | Невысокое сцепление на дуге, снос проявляется рано. Для возвращения на дугу требуются большие отклонения руля, реакции автомобиля происходят с запаздываниями. |
Шины именитых брендов заработали больше баллов благодаря более коротким (а, значит, и безопасным) тормозным путям. Также на премиальных шинах уровень контроля над машиной в опасной дорожно ситуации выше. Еще один приятный бонус от более дорогих шин - приятное "чувство руля" с более энергичными и точными откликами автомобиля даже на малейшие отклонения руля (заметьте, что управляемость автомобиля ничуть не становится "нервным" и чересчур спортивным). Нас удивила новая модель "Белшины". Прежде всего, отличными показателями тормозного пути на мокром асфальте и хорошим на сухом асфальте. А вот конкретные модели шин Toyo и Goodyear показали очень посредственные результаты, хотя их рыночная стоимость вполне соответствует премиальному уровню.
Место | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Марка | Nokian | Michelin | Dunlop | Белшина | Pirelli | Cordiant | Goodyear | Toyo |
Модель | Hakka Blue 2 SUV | Latitude Sport 3 | SP Sport FM800 | Бел-411 Astarta SUV | Scorpion Verde | Sport 3 | Efficient Grip SUV 4x4 | Proxes ST III |
Индекс грузоподьёмности | 106 XL | 102 | 102 | 102 | 102 | 106 | 102 | 106 XL |
Индекс скорости | H | V | V | H | H | H | H | V |
Глубина рисунка протектора, мм | 8,1 | 7,6 | 7,9 | 8,5 | 8,5 | 8,4 | 8,2 | 7,9 |
Вес шины, кг | 12,0 | 12,2 | 11,4 | 12,8 | 12,6 | 13,2 | 11,9 | 13,3 |
Treadwear | 500 | 220 | - | 240 | 400 | 400 | 440 | 500 |
Страна-производитель | Финляндия | Польша | Тайланд | Беларусь | Россия | Россия | Германия | Япония |
Стоимость, бел. руб. | 238 | 260 | 188 | 115 | 213 | 122 | 235 | 266 |
Оценки за испытания | ||||||||
Торможение на мокром асфальте x2* | 200 | 196,5 | 191,2 | 197,8 | 188,5 | 173,3 | 170,3 | 155,8 |
Управляемость на мокрой трассе | 100 | 99,2 | 98,4 | 99,2 | 99,2 | 95,3 | 97,1 | 92,2 |
Продольное аквапланирование | 92,9 | 96,3 | 99,8 | 91,6 | 95,2 | 100 | 92,2 | 90 |
Торможение на сухом асфальтеx2* | 199,6 | 200 | 198,6 | 193,8 | 195 | 183,4 | 186,2 | 179,9 |
Управляемость на сухом асфальте | 9,0 | 9,0 | 7,0 | 7 | 8 | 6,0 | 7,0 | 6 |
Сопротивление качению x0,3* | 30,0 | 29,4 | 28,9 | 25,8 | 28,3 | 24,7 | 28,6 | 29,5 |
Итог | 632 | 630 | 624 | 615 | 614 | 583 | 581 | 553 |