Репортаж

Летние шины Nokian Nordman SZ – за «плечами» первый год эксплуатации

Чтобы облегчить проблему сезонного выбора летней или зимней резины, autospot.by уже несколько лет подряд публикует сравнительные тесты автомобильных покрышек. Однако у всех сравнительных испытаний шин есть один значительный недостаток – они не отвечают на интересующий потребителей вопрос: «Как долго прослужат шины?» Понять это можно, лишь подвергнув покрышки долговременным ресурсным испытаниям в ходе обычной эксплуатации на дорогах общего пользования.

В 2018 году компания Nokian Tyres предоставила нам для долговременного ресурсного теста летние шины Nokian Nordman SZ 235/45 R17 97W XL.

Выбор на них пал не случайно – ведь вопросом выбора широких низкопрофильных летних шин периодически озадачиваются не только хозяева новых автомобилей Е-класса, но и владельцы «подержаннного премиума» – к примеру, таких машин, как BMW 5-reihe E39 и Audi A6 C5. Скорее всего, элитные покрышки размерности 235/45 R17, произведенные на заводах Continental, Michelin или Pirelli, в данном случае будут, мягко говоря, не всем «по карману». Производимая компанией Nokian Tyres летняя резина Hakka Black также позиционируется, как шина сегмента «премиум», и, соответственно, её цена тоже «кусается».

Для того, чтобы удовлетворить потребителей, которые при выборе покрышек в большей степени ориентируются на их стоимость, у многих ведущих шинных производителей имеются менее раскрученные, относительно небольшие дочерние бренды, купленные или специально созданные для выпуска доступных по цене шин т.н. «второй линии».

В большинстве случаев – это достаточно качественная и безопасная продукция. Однако, при производстве таких покрышек используются технологии 5-8-летней давности, ранее использовавшиеся «материнской» компанией при производстве топовых моделей шин. Соответственно, по своим характеристикам покрышки «второй линии» несколько уступают современным моделям своего же концерна, однако, выглядят по цене гораздо привлекательнее их.

Так и компания Nokian Tyres, выпускающая недешёвую премиальную линейку шин Nokian Hakka/Hakkapeliitta, создала собственный суббренд Nokian Nordman для продвижения на рынок Восточной Европы доступных по цене покрышек эконом-класса.

Немножко истории

У летней резины Nordman SZ имеется предшественник – дебютировавшие в 2008 году шины премиум-класса Nokian Hakka Z. Они специально создавалась для эксплуатации на мощных скоростных легковых автомобилях в самых сложных климатических условиях. Новинка была хорошо принята потребителями и неплохо продавались до тех пор, пока в конце 2014 года ей на смену не пришла легендарная летняя резина Nokian Hakka Black.

В 2015 году при создании шин второй линии Nokian Nordman SZ финские шинники использовали технологии и рисунок протектора покрышек Hakka Z, учитывая, что они отлично проявили себя в условиях сложного климата с дождливым летом и переменчивой погодой. По опыту эксплуатации, летняя резина Nokian Hakka Z сохраняла стабильность характеристик в условиях резких перепадов температуры и влажности, а также не пасовала перед разбитыми дорогами и грубым асфальтом.

Шины Nordman SZ предназначены преимущественно для мощных и скоростных легковых автомобилей различных классов. Эти покрышки имеют фактически тот же протектор, что и резина Hakka Z, а потому, как и предшественник, предлагаются в двух вариантах исполнения, внешне отличающихся друг от друга различными рисунками протектора. Причём, каждому рисунку протектора соответствует свой индекс скорости: V – до 240 км/ч и W – до 270 км/ч.

От летней резины Hakka Z шины Nordman SZ унаследовали технические решения, когда-то бывшие частью концепции «Nokian Cool Zone»: двухслойный протектор с нижним слоем повышенной жёсткости и верхним слоем, изготовленным из эластичного компаунда с большим содержанием наносилики.

Цифры и факты

 Покрышки Nordman SZ были произведены на российском заводе Nokian, расположенном под Санкт-Петербургом в городе Всеволжск. Присланная на тест резина покинула конвейер на 15-й неделе 2017 года, о чём говорит указанная на боковине шины дата производства («1517»).

Как мы уже говорили, фирменный «нокиановский» индикатор износа «DSI» («Driving Safety Indicator»), нанесённый на центральную часть беговой дорожки всех шин Nokian Tyres, показывает примерную остаточную глубину протектора в миллиметрах. Если верить отметкам «DSI», высота протектора покрышек Nordman SZ должна быть 8 мм. Измерения, выполненные с помощью штангенциркуля, подтвердили, что реальная высота протектора равна 8 мм.

Кроме того, мы измерили ещё один важный для низкопрофильной резины параметр – высоту защитной отбортовки («rim protector»), предохраняющей колесный диск от повреждения. Если сравнить данную величину с показателями низкопрофильных шин 225/45 R17, участвовавших в нашем прошлогоднем сравнительном тесте, то резина Nordman SZ находится в «крепких середняках» – отбортовку в 3-4 мм имеет подавляющее большинство протестированных тогда покрышек.

Как известно, с 1 ноября 2012 года в Европе стала обязательной маркировка шин с помощью приклеенной к протектору резины т.н. «евронаклейки», на которой потребительские свойства покрышек указаны согласно принятым в Европейском союзе стандартам маркировки.

Так, «индекс мокрого сцепления» WGI характеризует длину тормозного пути на мокрой поверхности. Судя по представленной на «евронаклейке» информации, тестируемые шины Nokian Nordman SZ по уровню сцепления на мокром асфальте относятся к классу «С.

При этом, произведенные тем же производителем Nokian Tyres и относящиеся к премиум-сегменту, шины Nokian Hakka Black 2 размерности 225/45 ZR17 имеют уровень сцепления с покрытием, позволяющий отнести их к высшему классу «А».

В реальной жизни разница длины тормозного пути между покрышками классов «A» и «С» составляет 7 метров, в том случае, если автомобиль движется со скоростью 80 км/ч.

Второй важный показатель, имеющийся на «евроэтикетке», – сопротивление качению, определяющее топливную эффективность шины. Доказано, что от покрышки зависит до 20% расхода топлива машиной. Соответственно, чем больше у шины сопротивление качению, тем больше топлива потребляет автомобиль.

Так, шина класса «А» имеет самое низкое сопротивление качению, тем самым обеспечивая меньший расход топлива машиной.

Интересно, что по сопротивлению качению шины Nordman SZ совсем не уступают резине Hakka Black 2 – по топливной эффективности обе покрышки относятся к классу «С». Скорее всего, дело в том, что все шины шириной в 225-235 мм имеют большую площадь пятна контакта полотном и сопоставимое по величине сопротивление качению.

Автомобилем-носителем выступил всё тот же подержанный турбодизельный Audi A6 Avant Quattro.

Итоговый пробег шин за сезон 2018 года составил 14.600 км.

Судя по индикаторам износа «DSI», остаточная величина протектора всех четырёх колес составила около 7 мм. Измерения, выполненные с помощью специального щупа, подтвердили, что реальная глубина протектора – 7 мм.

Чтобы оценить изностойкость покрышек, по опыту ранее проведенных ресурсных тестов шин, мы рассчитали придуманный условный показатель, называемый «расходом резины».

"Расход резины" для шин Nokian Nordman SZ он составил 1 мм на каждые 14.600 км пути.

Впечатления и ощущения

Если верить собственным субъективным ощущениям, после перевода Audi A6 с мягкой «еврозимы» Nokian WR D4 205/55 R16 на тестируемую низкопрофильную летнюю резину Nordman SZ 235/45 R17, ход автомобиля в целом стал жёстче. Во избежание возникающего дискомфорта и передающихся на подвеску ударов, преодолевать поперечные стыки, трещины, выбоины, прочие естественные и искусственные неровности дорожного покрытия приходится более аккуратно и на меньшей скорости…

Реальному ресурсному испытанию тестовые покрышки подверглись в июле 2018 года в ходе более чем 4-тысячного пробега из Минска к морскому побережью Черногории и обратно. За время этой поездки шины Nordman SZ пробежали по словацким и венгерским скоростным магистралям, а также по извилистым узким дорогам Сербии и Черногории, включая порядка 300 км настоящего горного серпантина от сербского города Чачак до черногорской Подгорицы…

Если говорить о скоростной части маршрута, то на автобанах этой части Европы не погоняешь с максимально допустимой для шин Nordman SZ скоростью в 270 км/ч. Зато, в течение нескольких часов нам пришлось двигаться со скоростью 130-160 км/ч (скорость транспортного протока) по венгерскому, а затем и по видавшему виду сербскому автобану. Несмотря, на наличие на некоторых участках трассы явлений колейности, трещин и ямок в асфальте, тестовые покрышки обеспечили хорошую курсовую устойчивость автомобиля, а также вполне безболезненно, без неприятных стуков и ударов преодолевали неровности дорожного покрытия.

А вот гудят шины Nordman SZ на больших скоростях достаточно ощутимо.

Впрочем, невысокий акустический комфорт при движении на больших скоростях нивелируется гораздо более значимыми для летних покрышек характеристиками – отличными устойчивостью и управляемостью на сухом асфальте.

Что касается извилистых серпантинов Сербии и Черногории, то бóльшим испытанием они оказались для нервной системы водителей и пассажиров, чем для тестируемой резины. Все повороты крутых горных автомобиль проходил, как по рельсам уверенно, не давая повода усомниться в отличном поперечном сцеплении с асфальтом шин Nordman SZ.

Если говорить о сцеплении с мокрым асфальтом, то летом 2018 года нам не удалось хорошенько «поплавать» на тестовых покрышках – к счастью на большинстве скоростных магистралей Беларуси даже в самый сильный ливень не образуются глубокие лужи. Ну, а со «стандартным» мокрым дорожным покрытием шины Nordman SZ справляются вполне хорошо, обеспечивая достаточно короткий тормозной путь на мокром асфальте и неплохую устойчивость в поворотах…

Достоинства и недостатки покрышек Nokian Nordman SZ, проявившиеся по результатам первого сезона эксплуатации:

Плюсы и достоинства:

Минусы и недостатки:

  • отличная управляемость на сухом асфальте (высокий уровень сцепления с покрытием) даже при движении на больших скоростях и при высоких температурах воздуха;
  • хорошая управляемость на мокром асфальте (хороший уровень сцепления с покрытием);
  • короткий тормозной путь на сухом асфальте;
  • высокая износостойкость.
  • не очень высокие плавность хода и комфорт при движении по плохим дорогам;
  • высокий уровень шума на больших скоростях;
  • средняя высота защитной отбортовки.

autospot.by