Репортаж

Лучшая дорога на свете? Любуемся красотой дороги из Давоса к перевалу Стельвио

Горная альпийская дорога из швейцарского города Давос до итальянского Passo dello Stelvio, или перевала Стельвио, была названа самой красивой дорогой в мире. Таким титулом ее наградил Джереми Кларксон, ведущий программы Top Gear. Благодаря экспедиции, собранной и снаряженной официальным дилером Jaguar Land Rover в Беларуси, корреспондент autospot.by доехал до Стельвио и увидел ту самую дорогу своими глазами. Действительно ли она так хороша, какой считают ее автожурналисты из Англии?

Более 2000 километров из Минска до Лихтенштейна, затем еще почти 200 км по альпийским дорогам – и мы готовы оценить дорогу, которой так восторгались Кларксон, Мэй и Хаммонд. Экспедиция на машинах от «Атлант-М Британии» проехала по Альпам по почти такому же пути, по которому в 2008 году промчали ведущие Top Gear, восхищаясь и здешними пейзажами, и своими суперкарами. 27 поворотов на одном склоне, 48 – на другом. Перевал Стельвио – это самая высокая асфальтовая дорога в восточных Альпах и вторая по высоте в Европе. Сюда мы добрались из Швейцарии, проехав через город Давос.

Первые километры дорога из Давоса петляет по склонам с густым лесом. Но вскоре пейзаж резко меняется.

Выбираясь из густых лесов в горы шоссе из Давоса к границе Швейцарии буквально врезается в марсианский ландшафт. Это автожурналисты из Англии катались здесь погожим летним днем (да еще и по закрытой дороге), а мы проехали здесь под дождем. Но все равно природа здесь прекрасна, а хаотично вьющаяся вдоль склонов и обрывов дорога впечатляет. «О чем господь думал, когда отдавал эту дорогу Швейцарии, – вопрошал Кларксон и вздыхал, – эта дорога должны была быть нашей». Пожалуй, в Швейцарии ей самое место. Мы проехали по ней и добрались до Стельвио на самых мощных из ныне доступных модификаций Range Rover Evoque, Jaguar F-Pace и Land Rover Discovery 5. И ничуть не завидовали английским журналистам, путешествовавшим здесь на вдвое более мощных и вдвое более низких автомобилях. Не сомневаемся, что сидя выше за рулем или на любом пассажирском месте кроссовера, глядя на пейзажи через большие окна и стеклянную панорамную крышу мы видели больше и лучше.

 Где-то на фоне этих склонов начинался сюжет Кларксона о дороге из Давоса в Стельвио. Наши экспедиционные машины не только прекрасно вели себя на серпантине, но и совершенно непринужденно занимали самые ухабистые фото-площадки.

Наши пути с ведущими Top Gear разошлись на развилке в 12 километрах от поселка Цернец. Тройка спорткаров с Кларксоном, Меем и Хаммондом через тоннель ушла на юг в Италию к городу Бормио. А мы помчали прямо и свернули на перевал Умбраиль, по которому наша экспедиция совершила восхождение до высоты в 2500 метров над уровнем моря. Со всей справедливостью можно утверждать, что экспедиция англичан просто не проехала бы по этому перевалу на суперкарах. Тем более дождливым октябрьским днем.

Дорога перевала Умбраиль уходит в лес и целиком скрывается от взгляда фотографа. Ее тут будто нет.

Первые 10 поворотов серпантина Умбраиль – это труднопроходимая, пусть и асфальтированная, дорога для низких и просто заднеприводных машин. Здесь скользко, очень тесно не только по ширине дороги, но и по высоте: каждый вираж поднимает машину почти на два метра с таким перекосом, что спорткар повис бы тут на брюхе или оторвал бы бампер. А наша экспедиция за рулем британских полноприводных автомобилей не столкнулась с такими сложностями.

Еще километр вверх по перевалу – и пейзаж вновь резко меняется. Пушистые леса уступают место лугам, покрывающим скалы.

Мы ехали медленно и верно. Чтобы высмотреть встречную машину, въезжая на очередной виток первой части перевала Умбраиль, водителям наших экспедиционных машин приходилось рассматривать очередную «полку» серпантина не через зеркала и боковые окна, а через стекла панорамных крыш. Интересно, что лучший обзор в такой нетривиальной ситуации предлагал Discovery 5, у которого стекло в крыше есть прямо над отсеком багажника.

Команда Кларксона миновала эту дорогу, а мы буквально открыли ее. Еще пара километров – и мы у цели.

Закончившись, тесный серпантин привел нас на плато, с которого можно оценить красоту этой дороги. Если бы Кларксон доехал сюда, он завидовал бы Швейцарии еще больше. Мы продолжили ехать дальше – и через 9 километров доехали до границы Италии и Швейцарии. Пограничный и таможенный контроль? Здесь ни души, граница открыта для всех. Мы здесь задержались лишь для того, чтобы запечатлеть последнюю, верхнюю часть перевала Умбраиль. Еще несколько километров вперед и на 200 метров выше над уровнем моря – и мы у цели нашей экспедиции – перевала Стельвио.

Собственно сам перевал Стельвио находится буквально в двух сотнях метров от границы Швейцарии и Италии. На флагштоках – флаги трех языков: немецкого, итальянского и романского, на которых говорят в этих краях.

Добраться до перевала Стельвио можно четырьмя путями. С севера, как мы, через швейцарский город Давос или прямо из Австрии, дорогой, которая дважды пересекает границу Швейцарии и Италии. Путь с запада – из итальянского городка Бормио, что в провинции Сондрио региона Ломбардия. Как раз из Бормио Кларксон с коллегами и добрался сюда. Также доехать до перевала Стельвио можно с Востока – свернув на горную дорогу в пригороде города Больцано. В любом случае путешественникам следует искать и ориентироваться на шоссе 38 (strada statale 38). Именно так на всех картах и обозначена эта горная дорога.

Пожалуй, это самая простая и скоростная часть перевала Умбраиль. За последним поворотом нас ждал еще более восхитительный серпантин горной дороги Стельвио.

Самая живописная и воспетая Кларксоном часть этой горной дороги начинается у Драйшпрахеншпитце – «Пика трех языков». Отсюда серпантин спускается вниз в ущелье, делая 48 крутых и совершенно слепых поворотов (хотя и совсем не таких суровых, как в первой части Умбраиля). Протяженность этой части перевала Стельвио составляет 21,5 км, преодолев которые, путники спускаются (или поднимаются) на 1554 метра, до высоты 2758 метров. Последний 48-й поворот находится в деревушке Гомагои, в которой живет буквально 100 человек.

Горная дорога перевала Стельвио видна как на ладони. На этом фото уместилась первая половина ее поворотов.

Перевал Стельвио, безусловно, прекрасен. Подходя к краю каменного парапета дороги невозможно оценить ее масштаб и размах. Прозрение наступает в тот момент, когда на серпантине появляется автомобиль: на отдалении в восемь поворотов от верхней смотровой площадки он уже кажется букашкой, бесшумно и упрямо взбирающейся по развязавшемуся шнурку ваших ботинок.

Суперкары, как у Кларсона, Мэя и Хаммонда, это, конечно, здорово, быстро и громко. Однако мы все же советуем путешествовать на кроссоверах. Это удобно, комфортно, безопасно и… тоже быстро.

Кларксон назвал дорогу из Давоса до Стельвио «лучшей на свете». Громкий титул, но не абсолютный. Поверьте, в Альпах мы видели немало живописных дорог и перевалов, гораздо более быстрых, крутых и захватывающих, о чем скоро расскажем. Альтернативный маршрут, обнаруженный белорусской экспедицией на кроссоверах Jaguar Land Rover, ведущий на эту горную дорогу через перевал Умбраиль, определенно стоит внимания.

Для полноты ощущений машина, отправляющаяся на серпантин, просто обязана быть настроена на спортивный лад и иметь хорошее шасси. Не для скорости и азарта, а просто для удовольствия. В нашей экспедиции все машины отлично себя проявили на серпантинах.

Нам кажется, что перевалу Стельвио повезло оказаться в этом месте на этом склоне Альп, где его серпантин виден как на ладони и его можно запечатлеть на фото или видео одним кадром. Это дорогого стоит: постоять у парапета, посмотреть вниз, подышать, подумать, оценить и представить. А потом сесть за руль и с ветерком рвануть вниз до следующей смотровой площадки. Немного отдышаться, дать остыть автомобилю и его тормозам. И снова мчать, причем не только вперед, но и назад – снова к первому повороту на вершине.

Красота горной дороги не в количестве поворотов, а в пейзажах вокруг нее. Смотровых площадок-стоянок  на пути экспедиции Jaguar Land Rover было предостаточно.

А лучше вообще не торопиться и проехать по этой дороге не спеша, любуясь постоянно сменяющими друг друга пейзажам. На каждой Альпийской дороге немало обзорных площадок, на которых можно останавливаться безопасно и бесплатно.

Дорога перевала Стельвио была построена в 1820-25 годах на средства Австрийской империи и с тех пор практически не изменилась. Справа вверху – тот самый Драйшпрахеншпитце.

Если надумаете ехать в альпийские перевалы, учтите, что многие из них закрывают на зимние месяцы: с начала ноября по начало мая. А если перевал не закрыт, но уже покрыт снегом, при себе нужно иметь колесные цепи и быть готовым их надеть.

Средняя и нижняя часть восточной части перевала Стельвио утопает в лесах и скрывается из виду.

Любое путешествие через Альпы, при любой погоде и в любую пору года обещает только положительные эмоции и тысячи фотоснимков. Альпийские дороги хоть и бесконечно извилистые, но ровные и качественные. Туристы  и путешественники ездят по серпантинам на совершенно разных автомобилях: от родстеров до автодомов, нередко машины здесь буксируют дома-прицепы. Но лучше всего открывать Альпы на универсальном автомобиле, коим нынче является кроссовер: всепогодный автомобиль для практически любых типов дорог. Альпы пусть и не коварны, но, покоряя заветную вершину, вы почти наверняка попадете из лета в позднюю осень или зиму. Поэтому вы и ваш автомобиль должен быть готовы к быстрой смене климата. А еще вид из окон кроссовера не заслоняют защитные сооружения серпантинов, и потому путешественники могут практически беспрепятственно лицезреть окружающие пейзажи. Полный привод и большой багажник – приятные и порой важные бонусы, которые дает кроссовер.

Более 2000 километров за спиной. 2750 метров над уровнем моря. Путь по шоссе и серпантинам мы проделали за рулем британских кроссоверов, созданных для приключений.

Текст: Евгений Дударев
Фото: Евгений Дударев, Кирилл Закоблук

Выражаем благодарность официальному дилеру Jaguar Land Rover компании "Атлант-М Британия" за приглашение в поездку.