Техника

Надежен ли двигатель Ford EcoBoost 1.0?

В 2010 году эволюция даунсайзинговых двигателей достигла своего пика. Автопроизводители уже вовсю предлагали бензиновые турбированные двигатели объемом 1.4, 1.2 литра и даже менее. Компания Ford в 2012 году представила 3-цилиндровый 1-литровый турбомотор, дебютировавший на Ford Focus и C-Max.

Двигатель Ford EcoBoost 1.0 стартовал с двумя вариантами мощности – 100 и 125 л.с. (170 Нм в обоих случаях, с временным бустом до 200 Нм на мощной версии). Двигатели отличаются не только прошивками, но и турбокомпрессорами и даже сплавами, из которых изготовлены ГБЦ. Впрочем, эти двигатели неплохо чипуются, поэтому мощность всегда можно поднять.

Существуют и атмосферные 1-литровые двигатели, созданные на базе турбированного EcoBoost. Они развивают от 65 до 80 л.с. 

Особенности конструкции двигателя Ford EcoBoost 1.0

Блок этого двигателя изготовлен из чугуна. Чугун тяжелее алюминия, а его теплопроводность хуже. Однако данное обстоятельство сыграло на руку: такой мотор лучше прогревается и сохраняет тепло, что хорошо влияет на КПД и топливную экономичность в частности. Для лучшего контроля над температурным режимом двигателя конструкция блока цилиндров предусматривает открытую рубашку охлаждения.

Ход поршней в двигателе Ford EcoBoost 1.0 составляет 82 мм, а диаметр цилиндров – 71.9 мм. Степень сжатия – 10:1.

Впрыск топлива на двигателе Ford EcoBoost 1.0 – непосредственный. Электромеханические форсунки Bosch впрыскивают топливо в камеры сгорания. 

Система охлаждения

Отдельного упоминания заслуживает система охлаждения двигателя Ford EcoBoost 1.0. Она здесь трехконтурная. В дополнение к двум стандартным контурам предусмотрен «микроконтур». В нем охлаждающая жидкость циркулирует вдоль «горячей» стороны головки блока – стороны выпуска. Далее она направляется в теплообменник масляного фильтра и к механической помпе. Этот контур остается замкнутым до тех пор, пока охлаждающая жидкость не прогреется до 70 градусов. Вообще микроконтур обеспечивает быстрый прогрев двигателя и масла. Малый контур охлаждения, в котором циркуляция начинается в рубашке охлаждения, начинает функционировать при температуре от 70 до 85 градусов. Также в системе охлаждения двигателя Ford EcoBoost 1.0 предусмотрена вторая помпа с электроприводом. Она включается для охлаждения блока цилиндров и ГБЦ после остановки двигателя.

В контур системы охлаждения также включена малоинерционная турбина от компании Continental. 

Коленвал и привод ГРМ

Коленвал 3-цилиндрового двигателя 1.0 EcoBoost также изготовлен из чугуна. Он крепится на четырех опорах, имеет 6 противовесов. Балансирный вал не предусмотрен. С его ролью хорошо справляются «разбалансированные» по массе маховик и шкив коленвала. Кстати, о проблемах с балансом 3-цилиндровых двигателей мы уже рассказывали в статье о двигателе Audi / Volkswagen 1.4 TDI. В целом двигатель Ford EcoBoost 1.0 работает плавно, ровно и практически без вибраций.

В приводе ГРМ двигателя Ford EcoBoost 1.0 используется зубчатый ремень, погруженный в масляную ванну. То есть, этот ремень смазывается маслом. И сделано это ради снижения потерь на трение. Интервал замены ремня ГРМ – 240 000 км или 1 раз в 10 лет. Хотя в странах СНГ интервал замены ремня сокращен до 120 000 км.

 

Головка блока

В головке блока находятся два распредвала, на обоих установлены муфты изменения фаз газораспределения. На каждый цилиндр приходится по 4 распредвала. В приводе клапанов отсутствуют гидрокомпенсаторы. На практике двигатель Ford EcoBoost 1.0 не нуждается в регулировке тепловых зазоров клапанов в течение всего срока службы. Регулировка зазоров подбором стаканчиков толкателей необходима в случае снятия и установки распредвалов.

ГБЦ представляет собой единое целое с выпускным коллектором. На впускном распредвале находится тройной кулачок, приводящий бензиновый насос высокого давления. Выпускной распредвал приводит вакуумный насос, соединяющийся с ним через канавку в торце. Выпускные клапана двигателя Ford EcoBoost 1.0 полые: их стержни заполнены натрием, имеющим высокую теплопроводность.

В системе смазки двигателя Ford EcoBoost 1.0 применен лопастной масляный насос регулируемой производительности. Опять же, это сделано ради снижения внутренних механических потерь. 

Надежность и проблемы двигателя Ford EcoBoost 1.0

Стоит отметить, что инженеры Ford оказались более предусмотрительными и не внесли в конструкцию крохотного турбомотора сомнительных решений и откровенно ненадежных узлов.

На моторах Ford EcoBoost 1.0 до 2014 года использовался ненадежный пластиковый патрубок, который растрескивался и становился виновником течи антифриза. Из-за утечек антифриза двигатель Ford EcoBoost 1.0 перегревался, что обычно приводило к деформации ГБЦ. И, собственно, на этом врожденные болячки двигателя Ford EcoBoost 1.0 заканчиваются. 

Отложения на впускных клапанах

Мы можем отметить такую проблему, как скапливание нагара и маслянистого налета на впускных клапанах, которые на «непосредственном» двигатели лишены естественного «омывания» топливом. При больших пробегах и обилии во впуске масла и картерных газов проблема отложений на впускных клапанах становится остро. Клапаны могут перегреваться и даже лопаться из-за перегрева натрия, находящегося в полых стержнях. Также кусочки отложений могут отваливаться и попадать в цилиндры, неудачно попадая между клапанами и поршнями. 

Топливная система

Из-за некачественного топлива страдают прециозные бензиновые форсунки. Топливный насос надежен, но его производительность снижается из-за износа толкателя, расположенного между штоком бензонасоса (ТНВД) и кулачком выпускного распредвала. 

Турбокомпрессор

Малоинерционная турбина Continental двигателя Ford EcoBoost 1.0 развивает до 260 000 об/мин. Ее производительность регулируется перепускным клапаном. С возрастом и пробегом в чугунном корпусе горячей «улитки» разбивается отверстие под вал перепускного клапана. После этого он перестает плотно прилегать к седлу, и нарушается регулирование работы турбины. 

ИТОГ

Крохотный 1-литровый турбомотор с тремя цилиндрами поначалу восприняли с большим скептицизмом. Однако силовой агрегат оказался надежным и лишенным серьезных недостатков. Дорогостоящие поломки, связанные с инженерным просчетом, с ним не случаются.

Евгений Дударев
autospot.by