Команда портала autospot.by принимает участие в сравнительных тестах шин, где мы тестируем и испытываем покрышки на предмет их безопасности: ищем ответы о том, насколько короткие тормозные пути они обеспечивают на асфальте, снегу и льду (последнее касается зимних шин), насколько хорошо держат дорогу в поворотах и виражах, как противостоят аквапланированию и т.п. Одним словом, в ходе тестов мы получаем объективные – полученные и измеренные при помощи приборов – данные в метрах, сантиметрах, километрах в час и даже в секундах. На основе этих данных мы можем составить точное и полное представление о том, насколько безопасна и эффективна та или иная покрышка и чем она отличается от других шин, прошедших те же тесты и испытания.
Одними из лучших по итогам сравнительных тестов являются шины марки Nokian. Как знают наши читатели, Nokian – исконно финский производитель шин. Однако с 2005 года шины Nokian производятся на собственном заводе во Всеволожске (Ленинградская область, Россия). При чем здесь производится 80% всех шин финской марки и лишь 20% покрышек рождаются на предприятии, расположенном в финском городке Нокиа. Поэтому и на тесты нам в основном попадаются шины Nokian российского производства.
Сравнительные тесты шин – это, все-таки, одно, а характеристики шин в реальной эксплуатации – это другое. Мы так считаем. Поэтому прошлой осенью перед самым началом зимнего сезона редакция autospot.by взяла на ресурсные испытания два комплекта зимних шин и передала их своим коллегам и друзьям для испытаний. Мы выбрали шины Nokian Nordman RS2 SUV и Nokian WR D4 популярного «16-го» размера. Шины были обуты соответственно на Hyundai Tucson (переднеприводный) и Peugeot 308SW. Тут же отметим, что владельцы этих машин не уделяли особого внимания марке зимних шин и обычно сознательно покупали то, что было дешевле. На это и был наш расчет: предоставить друзьям-автомобилистам добротные и эффективные шины, чтобы выяснить, что и как изменится в их опыте зимнего вождения и ощущениях.
Рыночная стоимость обоих шин не зашкаливает. Nordman – бюджетная линейка зимних и летних шин Nokian. Участвующие в ресурсном тесте Nokian Nordman RS2 SUV 215/65 R16 обойдутся в 170 рублей за колесо. Для сравнения, отечественная зимняя «Белшина» такого же типоразмера стоит от 115 рублей за колесо.
Nokian WR D4 – это полноценная премиальная зимняя шина. Стоимость такой покрышки в размере 205/55 R16 составляет 203 рубля – в принципе, это нормальная цена, вполне на уровне премиальных конкурентов европейских марок.
Оба комплекта шин были обуты в начале ноября и сняты в середине апреля.
Шины Nokian Nordman RS2 SUV относятся к зимним шинам скандинавского типа. Они же «липучки». Они же «шины для суровой зимы». Кстати, до появления в модельном ряду зимней шины Hakkapeliitta R2 SUV такой же рисунок протектора, как на Nordman RS2 SUV использовался на шинах Hakkapeliitta R SUV. Одним словом, Nordman RS2 SUV стал обладателем как минимум протектора от премиальной зимней шины скандинавского типа. Это значит, что бюджетная шина унаследовала «ламели-насосы», которые улучшают сцепление с зимней дорогой. Также протектор «Нордмана» имеет тормозные усилители в шашках протектора, которые улучшают сцепление при торможении, особенно на снегу.
В последние годы белорусские зимы стали теплее и влажнее. Но снег если и выпадает, то выпадает в изобилии и лежит неделями. Можно справедливо отметить, что в Беларуси мягкая дождливая европейская зима 2-3 раза в сезон сменяется снежной и довольно суровой скандинавской.
Владелец Hyundai Tucson к приоритетным качествам зимних шин относит проходимость по снегу и способность держать обледенелую дорогу. Говорит, что не любит «махать лопатой» во дворе и предпочитает ехать буквально напролом. Но об этом чуть позже.
В первые недели после начала эксплуатации водитель Hyundai Tucson отметил плавность хода и даже снизившийся уровень шума от покрышек. То есть, шины Nordman RS2 SUV оказались тише и мягче летних шин. При этом, как отмечает водитель, сохранилась высокая курсовая устойчивость и быстрые отклики на руль. По его словам, прежде он считал зимние шины компромиссом, который нужно терпеть весь зимний сезон и получать выгоду тогда, когда выпадет снег, занесет дороги и особенно дворы, которые обычно трудно очистить.
Также опыт владельца Hyundai Tucson говорит о том, что при езде на зимних шинам по трассам нужно особенно внимательно блюсти дистанцию до едущего впереди автомобиля. Были случаи, когда нужно было не экстренно, но довольно резко затормозить, и тогда зимние шины на мокром холодном асфальте или сухом чисто при значительных отрицательных температурах начинали скользить довольно рано. ABS срабатывала и прекращала блокировку передних колес на юз буквально на трети хода педали. Обув свой кроссовер в шины Nordman RS2 SUV водитель Hyundai Tucson отметил, что торможение стало эффективнее и увереннее. Он даже специально экстренно тормозил на свободной дороге и отметил, что «тормоза стали лучше», а ABS «стала срабатывать по-летнему». То есть, в последней фазе хода педали тормоза. Одним словом, характеристики кроссовера явно изменились в лучшую и более безопасную сторону с установкой шин Nordman RS2 SUV.
В середине декабря 2016 года Минск несколько раз накрывал ледяной дождь, который покрывал глазурью не только машины, но и дороги, пусть и буквально на пару утренних часов. Водитель Hyundai Tucson в тот день даже не сразу решился ехать на машине по работе. Машины буксовали и двигались очень неохотно. Он решил сделать небольшой тест, проверив сцепление своих шин с дорогой. Он до сих пор под впечатлением от того, что его кроссовер ехал по обледенелой дороге как по асфальту и без запинки взял подъем по улице, где беспомощно буксовал маршрутный автобус. В общем, Nordman RS2 SUV заслужили еще одну похвалу, выручив автомобилиста в непростую погоду.
В начале января 2017 года в Минске наконец выпал снег. При чем, сразу в «скандинавском» количестве. Владелец кроссовера, обутого в Nordman RS2 SUV, отметил отличную проходимость как по свежему, так и слежавшемуся снегу. Когда через пару дней снег во дворах основательно затвердел, сформировав колеи и ухабы, кроссовер сохранил способность уверенно ехать и взбираться на снежные кочки. При этом машина хорошо выбиралась из колеи и почти не соскальзывала.
За пять с половиной месяцев эксплуатации в зимний сезон 2016/2017 шины Nordman RS2 SUV прошли 7340 км. В основном по Минску и по чищеным дорогам. Индикаторы остаточной глубины протектора все еще показыват «восьмерку».
Визуально износ протектора Nokian Nordman RS2 после первого сезона и 7300 км виден только на шинах передней оси: на довольно мягкой «скандинавской» резиновой смеси заметно «затупление» кромок многочисленных ламелей.
А вот шины на задней оси выглядят как новые: в плечевой зоне даже сохранился «кракелюр», свидетельствующей о достаточной обкатке новых зимних шин Nokian Nordman RS2.
Эти шины дополнили WR-семейство, где также есть шины WR D3, WR А3 и WR A4. Любопытно, что WR D4 выпускаются в посадочных размерах от 14 до 20 дюймов. То есть, выбор типоразмеров у этой модели шире, чем у WR D3 (эти предлагаются в 13-дюймовом размере) и WR А3 и WR A4 (эти доступны и в 21-дюймовых типоразмерах). Шины WR D4 предназначены для мягких зим. Однако, как нам известно, в сравнительных тестах шин модель WR D4 оказывается сильнее своих WR-собратьев. Более того, Nokian WR D4 стали первыми в мире зимними шинами для легковых автомобилей, которые достигли уровня сцепления «А» на мокрой дороге (по классификации Евросоюза). То есть, они очень эффективны как на льду и снегу, так и на мокром асфальте.
Протектор шин Nokian WR D4 выглядит технологично.
Nokian WR D4 выглядят очень эффектно. «Хай-тек какой-то, – таким было первое впечатление владельца Peugeot 308SW, – ничего похожего раньше не видел. Да и какие-нибудь китайцы или корейцы едва ли смогут что-то такое скопировать».
Впечатлений стало больше после переобувания машины в эти шины. Ход стал плавнее и чуть более упругим. Такие разнополярные впечатления сформировались из-за того, что шины WR D4 легкие, а их каркас очень упругий, если не сказать жесткий. То есть, шасси машины лишилось пары килограмм неподрессоренных масс, и при этом пропал «эффект резинового мячика», который придавали ходу недорогие летние шины.
Кроме того, реакции на руль улучшились и стали острее. Водитель Peugeot 308SW отметил, что на кольцевых развязках на высоких скоростях обратное усилие на руле стало четче и прозрачнее.
Будучи классной «европейской зимой» шины Nokian WR D4 очень цепко держатся за сухой, влажный и даже грязный асфальт. Водитель Peugeot 308SW даже пробовал лихачить в виражах и едва добился сноса, потери сцепления или моргания индикатора срабатывания ESP. «Зато сам чуть не вывалился из сиденья из-за крена кузова машины, да и за подвеску стало страшно: она явно слабее этих шин», – отметил водитель Peugeot 308SW.
И он также помнит ледяной дождь в Минске, который многим доставил неудобств рано утром при езде на работу. Никаких проблем не было. Машина ехала как обычно, уверенно и четко. «Хотя у многих в то утро были проблемы с зацепом», – вспоминает обладатель шин Nokian WR D4.
Пара недель «скандинавской зимы», когда на несколько дней температура опускалась ниже -25°С, также прошла незамеченной. Наш пилот даже специально щупал протектор WR D4 в сильный мороз и он показался ему мягким, как при нулевой температуре. «Еврозима» от Nokian не задубела и обеспечивала отличную проходимость как по мерзлому снегу, так и по асфальту.
Судя по индикатору износа, за 9100 км протектор шин Nokian WR D4 стал меньше на 1 мм.
За пять с половиной месяцев эксплуатации в зимний сезон 2016/2017 шины Nordman RS2 SUV прошли 9124 км по улицам Минска и в долгих поездках по Беларуси. Протектор выглядит свежо, но на индикаторе износа уже не видна «восьмерка». То есть, протектор точно стал меньше на миллиметр.
Впечатления записывал Евгений Дударев
autospot.by