Репортаж

Внедорожная автошкола

В Минске можно не только научиться и сдать экзамены на «права», повысить свое водительское мастерство в школе экстремального вождения. Теперь еще и владельцы кроссовера или внедорожника смогут приобрести опыт внедорожного вождения. При чем не за деньги, а за лайки и репосты.

УАЗ Патриот 

Официальный дистрибьютор ООО «УАЗ» компания ООО «ПарадАвто» открыла бесплатную внедорожную школу для владельцев любых полноприводных автомобилей. Записаться можно по ссылке здесь. При чем владельцам, записавшимся на курс, не обязательно терзать и мучить свою машину. Все необходимые знания они могут получить за рулем инструкторского «УАЗ Патриот». При чем это обновленный внедорожник, который оснащен не хуже многих «импортных аналогов». У него наконец-то появилась система стабилизации, включающая важную для покорения бездорожья функцию – контроль тягового усилия, неплохо имитирующий блокировки межколесных дифференциалов. Ну а самые искушенные джипперы также смогут оценить комфортные условия, создаваемые в кожаном салоне «Патриота» климат-контролем, подогревом сидений и даже рулевого колеса. Но, пожалуй, сейчас не об этом.

УАЗ ПатриотОбновленный «Патриот» оснащается системой контроля тяги и системой стабилизации, которые действенно помогают водителю

Чему научат в «УАЗ-ШКОЛЕ 4х4»?

Занятия начнется с того, как правильно выбрать трос для буксировки. Все мы знаем, что «чем круче джип, тем дальше идти за трактором». Но ведь трактор должен чем-то вытянуть застрявший внедорожник? Оказывается, обычный трос, пусть он даже 5-8-12-тонный для этого не годится. Ведь он предназначен для буксировки. А вот для вытягивания из внедорожной западни годится специальный рывковый трос, также именуемый динамометрической стропой. Больше подробностей – в школе.

УАЗ ПатриотБуксировочный трос скорее порвется, чем позволит выдернуть внедорожник. С этой задачей справится рывковый трос

Практика на местности

Ну а собственно практическая часть обучения в «УАЗ-ШКОЛЕ 4х4» посвящена навыкам, которые не позволят «закопаться» вне дорог или помогут выбраться без посторонней помощи. Ряд внедорожных покрытий, таких как песок, грязь или глубокий снег, подразумевает два способа их преодоления. Первый способ условно называется «штурм», когда, надеясь на удачу, сцепные свойства шин и мощность мотора водитель ходом врывается на коварную поверхность, пробуя ее проскочить. В современных полноприводных машинах перед таким маневром лучше отключить систему контроля тягового усилия, чтобы машина могла буксовать и не сбавлять ход. Инерция и скорость хорошо помогают преодолеть глубокий снег, песок или грязь. Но если машина сбавляет ход – надо вовремя остановиться и не позволить колесам вырыть ямы, после чего внедорожник с высокой долей вероятности сядет на брюхо.

УАЗ ПатриотМасса*скорость=сила. Иногда лучше протоптать новую колею, чем аккуратно ехать по старой

Поэтому, если машина остановилась, но еще не села днищем на землю (снег, песок или грязь), включаем заднюю передачу и тихонько откатываемся назад. Если условия позволяют, до едем назад до самого конца, чтобы вновь разогнаться. Если нет – откатываемся на сколько можно и затем вновь едем в перед по своим же следам. Пробуем второй метод – «пробивание колеи». Тут важно не выбираться из собственного накатанного следа и потихоньку прокладывать его. Можно включить контроль тягового усилия, чтобы не забуксовать.

УАЗ ПатриотВажный фактор при езде по бездрожью – подходящие для него шины. Из-за асфальтовых покрышек, пусть и с надписью «M+S», едва ли удастся справиться с бездорожьем без посторонней помощи

Коварная "диагональ"

Если на пути внедорожника встает препятствие, характеризующееся не глубиной рыхлого слоя, а перепадом высот – подъем, перекат, канавка – то действовать нужно иначе. Тут существует вероятность не забуксовать, а упереться кузовом или сесть на брюхо на перекате. Многие водители знают, что чтобы не допустить этого, препятствие лучше брать по диагонали, контролируя свесы кузова.

И тут джиппера подстерегает другая опасность, хотя и не такая коварная. Это диагональное вывешивание, которое пусть не даст повода идти за помощью, но просто не позволит проехать препятствие. В случае диагонального вывешивания внедорожник всей своей массой опирается на одно из колес задней и передней оси (относительно друг друга они оказываются по диагонали). А два других колеса уже если не висят в воздухе, то слабо опираются на поверхность земли. И если внедорожник не оснащен хотя бы блокировкой заднего дифференциала, препятствие он не проедет. Вывешенные (не опорные) колеса не позволят реализовать тяговое усилие.

В этом случае помогает либо механическая блокировка одного или двух межколесных дифференциалов, либо, как это сделано на большинстве современных полноприводников – имитация этих блокировок. «УАЗ Патриот» 2017 модельного года как раз оснащен блоком ABS/ESP, имеющим такую функцию. С активной и отключенной функцией «межколесных блокировок» «Патриот» ведет себя совершенно двояко. Когда электроника подтормаживает буксующие колеса, он способен продвигаться вперед и преодолевать препятствие. Ну а если эта функция отключена – он останавливается сразу при вывешивании двух колес.

УАЗ ПатриотГрубый пример диагонального вывешивания: когда колеса отрываются от земли, внедорожник не может ехать дальше. Выручают электронные имитации блокировок межколесных дифференциалов или, с большей эффективностью, настоящая механическая блокировка

Водные процедуры

Самая захватывающая часть внедорожного курса – преодоление брода. И тут первое правило: обследовать дно и определиться с глубиной воды. А потом сопоставить ее с максимально допустимой глубиной преодолеваемого брода, определенной производителем вашего внедорожника или кроссовера.

Если брод подходит вашей машине по глубине, вы уверены в том, что спуск и выезд безопасны, а на дне нет никаких сюрпризов – можно двигаться. Как? Внедорожник не должен обгонять волну, которая движется перед капотом. Иначе ее захлестнет капот – тогда вода просто обрушится в моторный отсек как минимум через стыки вдоль крыльев. Также нельзя отставать от волны, иначе она отразится от берега и, вернувшись, с высокой долей вероятности зальет автомобиль.

УАЗ ПатриотНе стоит бросаться в каждый брод. Нужно знать его глубину и убедиться в отсутствии препятствий на дне. Ну а коль съехали в воду, не обгоняйте и не отставайте от волны перед капотом

Одним словом…

Всем премудростям внедорожного вождения можно научиться в «УАЗ-ШКОЛЕ 4х4». Не обязательно проверять способности своей машины в упражнениях – инструктор уступит вам место за рулем «УАЗ Патриот». Занятия проводятся каждую субботу и занимают часов 6-7. Это еще и хорошая возможность провести время на свежем воздухе, развлекаясь с большим внедорожником.

Редактор
Евгений Дударев