На самом деле мы планировали испытать десять комплектов шипованных шин. Десятый комплект, в который должны были входить шины «Белшина Artmotion Spike 205/55R16 Бел-317S». Они уже давно присутствуют в списке моделей на сайте «Белшины», но реально но в продаже их мы не нашли ни в прошлом году, ни в нынешнем. Продавцы в магазинах «Белшины» в Минске признавались, что вообще никогда не видели модель под ошиповку.
Поэтому в тесте мы собрали новинки в сегменте шипованных шин и покрышки, которые прежде не тестировали. Мы брали шины всех ценовых диапазонов чтобы, как и всегда делали, выявить реальную разницу в их характеристиках и ответить на извечный вопрос: «а стоит ли переплачивать?».
Все участвовавшие в тесте шины были ошипованы производителем сразу схода с конвейера. Тут же обратим внимание на не совсем легальную ошиповку покрышек Cordiant Snow Cross: шипы выступали из их протектора на целых 1,74 мм. При чем выступал не только твердотельный сердечник, но и алюминиевый корпус. И это после обкатки. Забегая вперед скажем, что это дало этим шинам преимущество в ледовых дисциплинах. Но такая высота шипов не легальна. И пусть даже никто этого не заметит, мы можем смело утверждать, что такие торчащие шипы, во-первых, вылетят быстрее и в большем количестве и, во-вторых, будут производить значительный шум.
К другим шинам у нас замечаний не было. Однако по окончании всех тестов мы отметили значительные потери шипов на польских покрышках Sava Eskimo Stud: шипы не вываливались целиком, но немало из них потеряло твердотельные вставки.
Похоже, что при ошиповке шин на производстве Cordiant что-то пошло не так. Все шипы торчат на 1,74 мм – это очень много. А в протекторе мы обнаружили застрявшие «запасные» шипы.
Заметно хуже других шин всю серию испытаний пережили шины Sava Eskimo Stud: много шипов потеряли твердотельные вставки, которые собственно и делают шип шипом.
В ходе сравнительных тестов прежде всего оцениваются характеристики зимних шин, отвечающих за безопасное поведение на дороге, покрытой снегом или льдом, а также на мокром и сухом асфальте. Проще говоря, мы оцениваем уровень сцепления с дорогой, обеспечиваемый покрышками.
Зимняя часть тестов проводилась на заполярном полигоне на льду и снегу при температуре -10…-8°С. Весенняя часть тестов прошла при температуре +5…+7°С.
Программа испытаний для скандинавских зимних шин включает четыре упражнения на льду. Разгон и торможение на льду – самые важные для любого водителя. В тесте с торможением со скорости 30 км/ч лучше всего себя показали шины Nokian (еще бы, ведь с завода там 190 облегченных шипов вместо максимум 129 стандартных однограммовых шипов у конкурентов). Следом за ними с минимальным отрывом остановились шины Cordiant, которые, напомним, явились на тест с очень сильно выступающими шипами. Хорошо выступили покрышки Formula и Bridgestone. А вот шипы покрышек Kumho и Nexen вообще не царапают лёд: тормозной путь на них почти вдвое длиннее – машина останавливается на 13 метров позже!
Почти аналогичная картина и в тесте с разгоном на льду. Корейские шины и шипы не созданы для льда. В лидерах теста – Nokian, Cordiant и Formula.
В тесте качество зацепа за лед в поперечном направлении лучшим оказался не совсем легальные шины Cordiant, которые шумно цокая шипами опередили финские шины. На третье место пусть и с заметным отрывом выехали польские шины Sava, оставив позади премиальные Pirelli. Японский Bridgestone неожиданно отстал до неудовлетворительного уровня шин Nexen.
В динамичном тесте с управляемостью на ледяной трассе верх взяли шины Nokian, которые благодаря стабильно высокому зацепу при любых углах поворота руля и самой предсказуемой управляемости обеспечили лучшую скорость и время прохождения трассы. Cordiant под громкое цокание шин выступал неплохо, но часто на виражах машина срывалась в занос. Корейские шины оказались в аутсайдерах – на них практические невозможно ехать по льду.
В снежных тестах влияние коварных шипов шин Cordiant сошло на нет. Но российские шины смогли удержаться в верхних строках рейтинга. Но выше все равно были Nokian и, наконец-то оправдавшие свой премиальный статус, Pirelli. Корейские шины Nexen и Kumho продолжали держаться в конце рейтинга с заметным отставанием. Заметим, что разница в результатах торможения на снегу между лучшей и худшей шиной едва достигла 8%. А вот разница в разгоне на снегу выросла до 19%. Хорошие результаты у Nokian и Cordiant, неутешительные – у Kumho и Nexen. В тесте на уровень безопасности управления на снежной трассе в лидеры вышли шины Nokian, Formula и Pirelli. Их догнали Bridgestone и Kumho. Sava и Cordiant присоединились к стабильно отстающему Nexen.
Мы не обошли стороной испытания шипованных шин на асфальте. Тормозной путь на мокром асфальте измеряли с 80 до 5 км/ч. Тут отлично выступили польские шины Sava, наконец-то показали нестыдный результат шины Kumho и Nexen. Шины Pirelli опередили Nokian. Cordiant и Bridgestone оказались наименее цепкими.
Во втором асфальтовом тесте мы ездили по небольшой мокрой асфальтовой трассе, где проверяли в основном поперечное сцепление и уровень безопасности управления. Лучшее время круга было достигнуто на шинах Formula, Dunlop и Nexen. Очень скользила и нестабильно придерживалась траектории машина на шинах Cordiant, Kumho и Bridgestone.
Третий тест – торможение на сухом асфальте. Тут разброс результатов оказался относительно небольшим, но тормозной путь был крайне длинным: от 47 до 51 метра (тормозной путь на летних шинах был бы на 10 метров короче). В общем, самые короткие тормозные пути были достигнуты на шинах Sava и Kumho, а самые длинные – на Nokian, Cordiant, Bridgestone и Dunlop.
Оценку легкости качения мы давали на специальном стенде с металлическим барабаном. У шипованных шин для проведения этого теста пришлось вынимать шипы. Коэффициент сопротивления качению выражается в кг/т (или Н/кН). Коэффициент в 8 кг/т означает, что, если на шину давит груз в одну тонну, к ней нужно постоянно прилагать силу в 80 Н, чтобы не дать ей возможность потерять скорость под воздействием сопротивления качению. Самый низкий коэффициент сопротивления качению у зимних шин Nokian и Continental. Самый высокий – у Nexen и Vredestein.
Место | 1 |
|
Марка | Nokian | |
Модель | Hakkapeliitta 9 | |
Индекс нагрузки | 94 T | |
Глубина протектора | 8,9 | |
Высота выступания шипов | 1,18 | |
Количество шипов | 190 | |
Вес шины | 9,1 | |
Страна изготовления | Финляндия | |
Стоимость, бел. руб. | 275 |
Место | 2 |
|
Марка | Cordiant | |
Модель | Snow Cross | |
Индекс нагрузки | 94 T | |
Глубина протектора | 9,8 | |
Высота выступания шипов | 1,74 | |
Количество шипов | 118 | |
Вес шины | 10 | |
Страна изготовления | Россия | |
Стоимость, бел. руб. | 113 |
Место | 3 |
|
Марка | Formula | |
Модель | Ice | |
Индекс нагрузки | 91 T | |
Глубина протектора | 9,3 | |
Высота выступания шипов | 1,14 | |
Количество шипов | 129 | |
Вес шины | 9,8 | |
Страна изготовления | Россия | |
Стоимость, бел. руб. | 115 |
Место | 4 |
|
Марка | Sava | |
Модель | Eskimo Stud | |
Индекс нагрузки | 91 T | |
Глубина протектора | 9,8 | |
Высота выступания шипов | 1,3 | |
Количество шипов | 130 | |
Вес шины | 9,1 | |
Страна изготовления | Польша | |
Стоимость, бел. руб. | 129 |
Место | 5 |
|
Марка | Pirelli | |
Модель | Ice Zero | |
Индекс нагрузки | 94 T | |
Глубина протектора | 9,3 | |
Высота выступания шипов | 0,79 | |
Количество шипов | 129 | |
Вес шины | 9,5 | |
Страна изготовления | Россия | |
Стоимость, бел. руб. | 177 |
Место | 6 |
|
Марка | Bridgestone | |
Модель | Blizzak Spike-02 | |
Индекс нагрузки | 91 T | |
Глубина протектора | 9,3 | |
Высота выступания шипов | 1,15 | |
Количество шипов | 116 | |
Вес шины | 10,1 | |
Страна изготовления | Япония | |
Стоимость, бел. руб. | 242 |
Место | 7 |
|
Марка | Dunlop | |
Модель | SP Winter Ice 02 | |
Индекс нагрузки | 94 T | |
Глубина протектора | 9,4 | |
Высота выступания шипов | 1,21 | |
Количество шипов | 116 | |
Вес шины | 10,5 | |
Страна изготовления | Тайланд | |
Стоимость, бел. руб. | 153 |
Место | 8 |
|
Марка | Kumho | |
Модель | Winter Craft Ice WI31 | |
Индекс нагрузки | 91 T | |
Глубина протектора | 9,1 | |
Высота выступания шипов | 0,85 | |
Количество шипов | 96 | |
Вес шины | 10,4 | |
Страна изготовления | Корея | |
Стоимость, бел. руб. | 161 |
Место | 9 |
|
Марка | Nexen | |
Модель | WinGuard WinSpike WH62 | |
Индекс нагрузки | 94 T | |
Глубина протектора | 9,2 | |
Высота выступания шипов | 0,74 | |
Количество шипов | 110 | |
Вес шины | 9,6 | |
Страна изготовления | Корея | |
Стоимость, бел. руб. | 116 |
Место | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Марка | Nokian | Cordiant | Formula | Sava | Pirelli | Bridgestone | Dunlop | Kumho | Nexen |
Модель | Hakkapeliitta 9 | Snow Cross | Ice | Eskimo Stud | Ice Zero | Blizzak Spike-02 | SP Winter Ice 02 | Winter Craft Ice WI31 | WinGuard WinSpike WH62 |
Оценки за испытания | |||||||||
Торможение на льду x0,75 | 75 | 72,9 | 66,1 | 53,9 | 51,5 | 62,4 | 52,7 | 41 | 39 |
Разгон на льду x0,75 | 75 | 74,6 | 71,9 | 55,3 | 66,2 | 67,7 | 55,6 | 39,7 | 37,6 |
Поперечное сцепление на льду x0,5 | 48,9 | 50 | 44,4 | 45,7 | 44,4 | 42,5 | 42,5 | 43,4 | 42,1 |
Управляемость на льду x0,5 | 50 | 48,4 | 47,4 | 46,8 | 44,4 | 45,1 | 45,6 | 42,5 | 42,5 |
Торможение на снегу x2 | 200 | 197,3 | 194,2 | 195,9 | 198,5 | 194,7 | 191,4 | 185,6 | 186,4 |
Разгон на снегу | 100 | 97,4 | 91,7 | 90,6 | 92 | 90,1 | 89,8 | 83,2 | 81,1 |
Управляемость на снегу | 100 | 96 | 98,9 | 96,3 | 98,1 | 97,8 | 96,8 | 97,4 | 95,8 |
Промежуточный результат | 648,9 | 636,6 | 614,6 | 584,5 | 595,1 | 600,3 | 574,4 | 532,8 | 524,5 |
Торможение на мокром асфальте x2 | 190,5 | 180,4 | 188,9 | 200 | 196,2 | 170,7 | 189,9 | 197,4 | 196,7 |
Управляемость на мокрой трассе | 98,2 | 97 | 100 | 97,9 | 98 | 96 | 99 | 96,5 | 98,5 |
Торможение на сухом асфальте x2 | 189,7 | 188,9 | 191,7 | 200 | 190,4 | 186,9 | 185 | 199,6 | 194,9 |
Сопротивление качению x0,3 | 30 | 21,8 | 23,2 | 24 | 24,5 | 22,5 | 23,8 | 21,4 | 23 |
Промежуточный результат | 508,4 | 488,1 | 503,8 | 521,9 | 509,1 | 476,1 | 497,7 | 514,9 | 513,1 |
Итог | 1157,3 | 1124,7 | 1118,4 | 1106,4 | 1104,2 | 1076,4 | 1072,1 | 1047,7 | 1037,6 |