Популярному «шеснадцатому» размеру шин – популярные марки. В этом сравнительном тесте мы собрали и оценили качества десяти фрикционных покрышек стоимостью от 100 до 200 рублей. Самые дешевые из отобранных шин были произведены в России (Cordiant и Viatti) и в Беларуси (родная «Белшина» Artmotion). А вот самым дорогим оказался японский Dunlop: от 200 рублей за колесо. Посмотрим, насколько же эффективнее и безопаснее окажется этот импортный товар. Также в тесте участвовали шины под ошиповку – Nitto Therma Spike. Мы не стали их шиповать (кстати, ошиповка одного колеса обойдется в сумму порядка 40 рублей) и решили проверить, как покажут себя «безоружные» шины, которые предназначены для эксплуатации без шипов.
Также напомним, что в ходе сравнительных тестов прежде всего оцениваются характеристики зимних шин, отвечающих за безопасное поведение на дороге, покрытой снегом или льдом, а также на мокром и сухом асфальте. Проще говоря, мы оцениваем уровень сцепления с дорогой, обеспечиваемый покрышками.
Зимняя часть тестов проводилась на заполярном полигоне на льду и снегу при температуре -10…-8°С. Весенняя часть тестов прошла при температуре +5…+7°С.
Программа испытаний для скандинавских зимних шин включает четыре теста на ледяной поверхности. Разгон и торможение на льду – самые важные для любого водителя. В тесте с торможением со скорости 25 км/ч отлично себя показали сразу пять покрышек, остановив машину за 12-13 метров. В лидерах Nokian и Cordiant. В аутсайдерах – четыре покрышки марок Dunlop, Kumho и Nitto остановили машину почти на 1,5 метра позже. Результат «Белшины» – самый отстающий, 16 метров. Такая же закономерность результатов отмечена в тесте на время разгона на льду.
Похожее ранжирование участников теста отмечено в тесте на поперечное сцепление на льду. В этом тесте автомобиль двигался по ледяному кругу на время. Чем лучше та или иная покрышка обеспечивала устойчивость на вираже, тем быстрее машина проходила круг. Лучшие результаты показали шины Nokian и Viatti, при чем пилот отметил понятное поведение и предсказуемую управляемость на обоих этих шинах. Далее с отставанием порядка 1,5 секунд тестовая машина приехала на шинах Sava, Cordiant, Gislaved и Hankook. Также пилот отметил, что на этих шинах машинах рано начинает скользить наружу, а на шинах Hankook неплохой на первый взгляд «зацеп» сменяется довольно резким сносом в скольжение. Четыре последние покрышки отметились низкой скоростью прохождения круга, обусловленного слабым поперечным сцеплением со льдом, и довольно глубокими сносами.
Более сложное и многогранное испытание шин на льду представляет собой езда по ледяной трассе на скорость. Хорошие и близкие результаты показали шины Cordiant и Nokian, которые к тому же придают автомобилю понятное и предсказуемое поведение при езде на результат. Также весьма гармоничный характер автомобилю придают шины Dunlop, но они держатся за лед в целом хуже. «Белшина» показала среднее время и запомнилась в общем-то довольно предсказуемой управляемостью. Чего не скажешь о шинах Sava и особенно Nitto, которые на льду ведут себя нервно: на них машина резко и глубоко срывается в заносы или сносы.
В очередной раз мы убеждаемся в том, что в продольном сцеплении на снегу – а именно в разгоне и торможении – разница между лучшей и худшей покрышкой невелика. В этом свете интересно читать отзывы и слушать мнения тех, кто, поставив на машину шины новой для себя модели, вдруг обнаружил заметную прибавку или отставание в характеристиках с предыдущей шиной. Данные, которые фиксирует измерительный прибор, говорят о том, что разница между самой цепкой и самой скользкой шиной на укатанном снегу – порядка 7%.
В этот раз среди бюджетных шин образцовый результат показали покрышки Hankook. Худший результат – за «безоружными» Nitto. В разгоне на снегу разброс результатов вырос до 15%. Очень близкие результаты с разницей буквально в 5% показали сразу шесть шин. В аутсайдерах оказались Nitto, Белшина и Sava.
А вот в более динамичном тесте – проверке управляемости на снежной трассе – шины Sava проявили себя образцово. Они обеспечивают хороший поперечный зацеп и придают машине понятную управляемость. Вполне достойный результат показали шины Viatti и Nitto, а также Nokian. Менее уверенно тестовая машина неслась по трассе на шинах Hankook и Gislaved.
В «весенние» тесты зимних шин на асфальте входили торможение на мокром и сухом асфальте, а также управляемость на мокрой трассе. Как часто бывает, в асфальтовой программе хорошо выступают шины, которые проигрывали на льду и снегу. В торможении на мокром асфальте лучший результат показали шины Sava. Второй результат – у «Белшины». Самый длинный тормозной путь – с лишними четырьмя метрами – был показан на шинах Dunlop и Kumho.
В управляемости на мокром асфальте также лидировали шины Sava, очень близкий результат показали шины Gislaved. «Белшина» держалась молодцом, показав 4-й результат. Самыми «скользкими» шинами на мокром асфальте оказались Kumho, Dunlop, Cordiant и особенно Nitto.
Оценку легкости качения мы давали на специальном стенде с металлическим барабаном. У шипованных шин для проведения этого теста пришлось вынимать шипы. Коэффициент сопротивления качению выражается в кг/т (или Н/кН). Коэффициент в 7 кг/т означает, что, если на шину давит груз в одну тонну, к ней нужно постоянно прилагать силу в 70 Н, чтобы не дать ей возможность потерять скорость под воздействием сопротивления качению. Самый низкий коэффициент сопротивления качению у зимних шин Nokian, Hankook и Gislaved. Самый высокий – у Cordiant и Белшина.
Место | 1 |
|
Марка | Nokian | |
Модель | Nordman RS2 | |
Индекс нагрузки | 94 R | |
Глубина протектора | 9 | |
Вес шины | 8,8 | |
Страна изготовления | Россия | |
Стоимость, бел. руб. | 142 |
Место | 2 |
|
Марка | Gislaved | |
Модель | Soft*Frost 200 | |
Индекс нагрузки | 94 T | |
Глубина протектора | 8,5 | |
Вес шины | 9 | |
Страна изготовления | Словакия | |
Стоимость, бел. руб. | 150 |
Место | 3 |
|
Марка | Hankook | |
Модель | Winter I*Cept iZ2 | |
Индекс нагрузки | 94 T | |
Глубина протектора | 8,6 | |
Вес шины | 9,4 | |
Страна изготовления | Корея | |
Стоимость, бел. руб. | 140 |
Место | 4 |
|
Марка | Sava | |
Модель | Eskimo Ice | |
Индекс нагрузки | 94 T | |
Глубина протектора | 10,3 | |
Вес шины | 9,2 | |
Страна изготовления | Польша | |
Стоимость, бел. руб. | 129 |
Место | 5 |
|
Марка | Viatti | |
Модель | Brina V521 | |
Индекс нагрузки | 91 T | |
Глубина протектора | 8,6 | |
Вес шины | 9,1 | |
Страна изготовления | Россия | |
Стоимость, бел. руб. | 96 |
Место | 6 |
|
Марка | Cordiant | |
Модель | Winter Drive | |
Индекс нагрузки | 94 T | |
Глубина протектора | 8,8 | |
Вес шины | 9,7 | |
Страна изготовления | Россия | |
Стоимость, бел. руб. | 93 |
Место | 7 |
|
Марка | Kumho | |
Модель | I`Zen KW31 | |
Индекс нагрузки | 91 R | |
Глубина протектора | 8,7 | |
Вес шины | 9,6 | |
Страна изготовления | Китай | |
Стоимость, бел. руб. | 167 |
Место | 8 |
|
Марка | Dunlop | |
Модель | Winter Maxx WM01 | |
Индекс нагрузки | 94 T | |
Глубина протектора | 9 | |
Вес шины | 11,1 | |
Страна изготовления | Япония | |
Стоимость, бел. руб. | 195 |
Место | 9 |
|
Марка | Белшина | |
Модель | Artmotion Snow Bel-317 | |
Индекс нагрузки | 91 T | |
Глубина протектора | 10 | |
Вес шины | 10,3 | |
Страна изготовления | Беларусь | |
Стоимость, бел. руб. | 107 |
Место | 10 |
|
Марка | Nitto | |
Модель | Therma Spike | |
Индекс нагрузки | 91 T | |
Глубина протектора | 9 | |
Вес шины | 10 | |
Страна изготовления | Япония | |
Стоимость, бел. руб. | 138 |
Место | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Марка | Nokian | Gislaved | Hankook | Sava | Viatti | Cordiant | Kumho | Dunlop | Белшина | Nitto |
Модель | Nordman RS2 | Soft*Frost 200 | Winter I*Cept iZ2 | Eskimo Ice | Brina V521 | Winter Drive | I`Zen KW31 | Winter Maxx WM01 | Artmotion Snow Bel-317 | Therma Spike |
Оценки за испытания | ||||||||||
Торможение на льду x0,75 | 75,0 | 70,5 | 67,9 | 69,3 | 69,7 | 71,4 | 63,1 | 64,1 | 55,4 | 61 |
Разгон на льду x0,75 | 75,0 | 72,4 | 70 | 68,3 | 71,9 | 73,8 | 63,2 | 66,6 | 53,7 | 59,9 |
Поперечное сцепление на льду x0,5 | 50,0 | 47 | 47 | 47,8 | 49,8 | 47,5 | 46,4 | 46,5 | 46,3 | 46,5 |
Управляемость на льду x0,5 | 49,7 | 47,4 | 47 | 47 | 48,6 | 50,0 | 47,9 | 49 | 47,1 | 44,9 |
Торможение на снегу x2 | 195,0 | 195,1 | 200,0 | 191,6 | 191,8 | 189,7 | 192,0 | 190,3 | 192,8 | 186,2 |
Разгон на снегу | 99,0 | 100,0 | 97,3 | 85,6 | 96,1 | 96,6 | 91,1 | 95,3 | 85,7 | 86,2 |
Управляемость на снегу | 99,0 | 98,0 | 97,4 | 100,0 | 99,8 | 98,6 | 98,0 | 98,3 | 98,0 | 99,0 |
Промежуточный результат | 642,7 | 630,4 | 626,6 | 609,6 | 627,7 | 627,6 | 601,7 | 610,1 | 579 | 583,7 |
Торможение на мокром асфальте x2 | 190,2 | 192,7 | 187,7 | 200,0 | 185,6 | 185,0 | 182,0 | 184,5 | 194,3 | 186,3 |
Управляемость на мокрой трассе | 97,8 | 99,8 | 93,1 | 100,0 | 92,3 | 90,5 | 91,7 | 91,4 | 95,1 | 88,0 |
Торможение на сухом асфальте x2 | 200,0 | 199,6 | 198,0 | 191,4 | 185,2 | 184,5 | 196,8 | 185,6 | 192,1 | 194,4 |
Сопротивление качению x0,3 | 30,0 | 28,4 | 28,8 | 26,0 | 26,9 | 21,7 | 25,2 | 24,1 | 20,9 | 23,9 |
Промежуточный результат | 518,0 | 520,5 | 507,6 | 517,4 | 490,0 | 481,7 | 495,7 | 485,6 | 502,4 | 492,6 |
Итог | 1160,7 | 1150,9 | 1134,2 | 1127,0 | 1117,7 | 1109,3 | 1097,4 | 1095,7 | 1081,4 | 1076,3 |