Рынок вместительных 7-местных кроссоверов в Беларуси и странах СНГ однополярен. У нас существует лишь один полюс – премиальный, в котором обитают самые разнообразные кроссоверы. От Audi Q7 и Mercedes-Benz GLS до таких диковинных мастодонтов как Chevrolet Tahoe и Cadillac Escalade. Вместительных кроссоверов с тремя рядами сидений можно пересчитать по пальцам. Это Mazda CX-9, о которой пойдет речь, да Toyota Highlander, которого у дилера в минском тест-парке нет. Ах да, есть еще Toyota Fortuner да Haval H9, но это рамные внедорожники с вытекающими из их конструкции особенностями компоновки и управления.
Сразу о ценах: Mazda CX-9 предлагается в двух версиях стоимостью 105 015 и 109 745 бел. руб. Highlander дороже – от 112 910 бел. руб. Ближайший по цене премиум в лице 2-литрового Audi Q7 обойдется минимум в 130 000 бел. руб. – это базовая цена, которую обязательно захочется увеличить на 10-20%, набрав несколько приятных опций. Суровые «рамные» Fortuner и Haval H9 можно заполучить уже за 80 000 бел. руб., но это, повторюсь, машины, которые очень отдаленно напоминают кроссоверы по повадкам, хотя в недостатке места в их 7-местных салонах упрекнуть нельзя.
Предлагаемые в Беларуси комплектации Mazda CX-9 напичканы всем необходимым: подогревом рулевого колеса, бесключевым доступом, шторками на окнах, электроприводами передних кресел и акустикой Bose. Даже за цвет «металлик» доплачивать не нужно. Исключение: два особых цвета, серый и красный, требуют доплаты в 841 и 1121 рубль соответственно.
Интерьер сделан по мотивам Mazda 6 и Mazda CX-5: "регулируя" небольшие штрихи в архитектуре салона японцы создают уникальные интерьеры. Тут ютно, комфортно. Возможно, для ощущения настоящего премиума не хватает отделки из ценных пород древисины.
Более дорогая комплектация (Exclusive) отличается от условно базовой (Supreme) присутствием когорты умных помощников: системой безопасного торможения в городе с возможностью предотвращения наезда на пешеходов, системой слежения за «слепыми» зонами и прочим (всего 6 ассистентов) и проекционным дисплеем. Справедливости ради отметим, что Mazda CX-9 в принципе нельзя оснастить панорамной крышей, четырьмя камерами для кругового обзора и более чем 2-зонным климат-контролем. Но в принципе ценовое предложение Mazda CX-9 весьма привлекательное.
Проекционный дисплей отображает данные на лобовом стекле. Сюда попадает много важной информации, даже данные системы слежения за "слепыми" зонами.
Даже в самой дорогой комплектации Mazda CX-9 присутствует лишь одна видеокамера, взор которой направлен на объекты позади заднего бампера.
Трудно не остановиться на внешности Mazda CX-9. Рожденный в Японии этот кроссовер обладает словно итальянским дизайном: манящим, привлекательным, оригинальным. Едва ли какому другому производителю удавалось упаковать 7-местный салон в столь изящный кузов, длина которого слегка перевалила за отметку в 5 метров. Динамика и грация – первое, что замечаешь в облике самой крупной Mazda. А уж затем понимаешь, что этот кроссовер – ну почти маршрутка. CX-9 запросто берет на борт семерых взрослых.
Можете ли вспомнить более красивые и изящные кузова длиной более 5 метров, в которых достаточно места для семерых?
Первые километры в Mazda CX-9 я провел на «галерке». Думал, буду страдать и кряхтеть, но не пришлось. К своему удивлению я довольно легко пробрался на третий ряд и довольно удобно расположился там со своим ростом 182 см. Да не один – на соседнее место сел коллега ростом 186 км. Да, третий ряд установлен совсем на полу, да, голова упирается… Но! Колени не упираются, стопы помещаются под сиденья второго ряда, места по ширине хватает. Есть даже подлокотники, выштампованные на салонных частях арок задних колес, ниши для мелочей. И сидеть вполне удобно. При этом сиденья второго ряда находились в крайнем заднем положении – по сути их вперед не отодвигали. Думаю, часа 4 я бы легко перенес, путешествуя на «галерке» Mazda CX-9.
Семеро взрослых в одном кроссовере: это вожмозно! Mazda CX-9 действительно просторна. Даже на галерке почти не тесно.
На втором ряду Mazda CX-9 – раздолье и простор. Места почти как в лимузине. Вдобавок эти сиденья расположены высоко – заметно выше передних, благодаря и вперед, через лобовое стекло, открывается хороший вид на дорогу. Есть регулировки сидений в продольном направлении (пассажирам с галерки можно освободить немного места, сдвинув средние кресла чуть вперед), есть регулировка наклона спинки, но в совсем небольшом диапазоне.
Сиденья второго ряда по-королевски комфортные. Присутствуют регулировки по наклону спинок, можно отрегулировать положение кресел в продольном направлении. Вдобавок, кресла второго ряда установлены чуть выше передних.
Багажник у Mazda CX-9 огромный, хотя как посмотреть. Если задействованы все три ряда сидений, то за пятой дверью остается «чемоданчик» на 198 литров. Если сложить кресла «галерки», то для груза оказываются доступны 810 литров багажного пространства. Ну а в полностью грузовом режиме со сложенными сиденьями второго ряда для перевозки груза высвобождаются 1641 литр свободного места.
Багажник огромный в транспортном "положении" и при пятиместном салоне. С поднятой "галеркой" для багажа остается узенькая "полочка".
И в грязи красавица Mazda CX-9 может немало. По раскисшей дороге довезет экипаж до места назначения.
И в подтаявшем снегу на весьма средненькой резине Mazda CX-9 уверенно прокладывает колею.
Первое поколение Mazda CX-9 приводилось в движение атмосферным V6, сначала 3,5-литровым, а затем 3,7-литровым. Но такие моторы нынче не продать, они отживают свое. Но чем-то же надо «возить» свой флагман! Поэтому японцы из Mazda пошли на своеобразный заводской «тюнинг»: взяли собственную рядную «четверку» SkyActive-G и прикрутили к ней турбину. Впрыск непосредственный, степень сжатия снижена с 13:0 до 10,5:1, работа по циклу Миллера при частичных нагрузках сохранена. Также никуда не делся выпускной коллектор 4-2-1, характеризующийся эффективной продувкой: противодавление выхлопных газов в нем снижено до минимума.
Рядная "четверка" хороша абсолютно всем: тянет как резвый атмосферный V6. Но звучит она плоско, совсем не агрессивно.
Кроме того, в моторе нашлось место нескольким оригинальным решениям. Так, «горячий» канал, по которому выхлопные газы поступают к крыльчатке турбины, оснащен двумя разноразмерными каналами. При частичных нагрузках один из каналов перекрывается специальным клапаном, после чего весь поток «выхлопа» устремляется к турбинному колесу по каналу с меньшим сечением. Поток газов ускоряется, а потому энергичнее «разгоняет» турбину (просьба не путать данное решение с двухпоточными каналами турбин twinscroll) на минимальных рабочих оборотах двигателя. Большое внимание было уделено поддержанию правильного температурного режима турбинованного двигателя, что необходимо для предотвращения детонации. Для этого тут антифризом через теплообменник охлаждаются выхлопные газы, которые возвращаются во впускной коллектор через систему рециркуляции (EGR).
4-цилиндровый турбомотор почти без напряжения кладет стрелку спидометра за отметку в 200 км/ч.
Довольно теории! Турбированная японская «четверка» хороша тягой, откликами. Выдает 321 л.с. на «95-м» бензине и 420 Нм уже при 2000 об/мин. «Турбоямы» я не заметил. Мотор всегда здорово откликается, особенно в режиме Sport, который подстегивает и мотор, и АКПП. В общем, этот мотор всем лучше прежнего атмосферного V6. Легче и экономичнее примерно на 20%. Правда, «голоса» у турбочетверки нет совсем: она плоско урчит где-то под капотом. Но зато разгонная динамика оказалась даже лучше заявленной. Вместо обещанных по паспорту 8,6 секунд Mazda CX-9 на отечественном бензине и с двумя людьми в салоне разгонялась до 100 км/ч за 8,2 секунды. Результат не раз был проверен профессиональным измерителем VBox. С тремя пассажирами и водителем CX-9 стабильно покоряла отметку в 100 км/ч за 8,4 секунды.
Mazda пока довольствуется 6-ступенчатым "автоматом", который работает хорошо.
В чем японцы еще превзошли себя, так это в подходе к шумоизоляции. «25 килограмм звукоизоляционных материалов защищают пассажиров от шума ветра, шин и агрегатов», – сообщили представители компании. И не ошибаются. В Mazda CX-9 действительно тихо и приятно. Шума покрышек почти не слышно, двигатель подает голос в основном при нагрузке близкой к максимальной, аэродинамические шумы превращены в легкий шелест. Могу сказать, что на скорости вплоть до 150 км/ч Mazda CX-9 заметно тише ее конкурентов и аналогов из традиционного премиум-класса.
На шоссейных скоростях в салоне Mazda CX-9 действительно тихо. При 90 км/ч 7-местный кроссовер потребляет порядка 7,4 л бензина на 100 км пути.
Отдельно хочу остановиться на субъективных впечатлениях от Mazda CX-9. Однозначно эта японская компания демонстрирует наибольший прогресс, не ударяясь в сложные технологии и необдуманные решения. К уже ставшей привычной привлекательности моделей Mazda новая CX-9 добавляет удивительный уровень тишины и комфорта. Да, именно комфорта. Что по ровному асфальту, что по разбитой грунтовке Mazda CX-9 едет величаво и уверенно. На виражах держится отлично, но без огонька: эта Mazda не юркая и быстрая, как мы привыкли, а большая и в чем-то даже вальяжная. Мне кажется, это правильно: не должен и не может 7-местный кроссовер побуждать водителя повизжать шинами в крутых поворотах.
Габариты и масса все же немного победили юркость и проворность. Mazda CX-9 рулится хорошо и точно, но без азарта и огонька.
Для долгих междугородних и международных поездок Mazda CX-9 подходит идеально. Едет тихо, комфортно и относительно экономично.
Евгений Дударев
autospot.by