В тесте приняли участие следующие доступные шины:
Бюджетники шагают по стране – статистика продаж новых автомобилей в Беларуси за 2016 год говорит о том, что люди пересаживаются на недорогие новые машины. А в какие шины обуты эти машины? Большинство из них носят 15-дюймовые покрышки, самый распространенный размер – 185/65 R15. Именно такие шины мы испытали, сравнили и подвели итоги, чтобы дать ответ на вопрос "Какие летние шины купить?"
Шины для этого теста мы покупали летом 2016 года и испытывали на специальном шинном полигоне. Все выбранные покрышки относятся к категории бюджетных, а стоимость колеблется от 50 до максимум 100 рублей за колесо.
Самые доступные шины, конечно, отечественные – от «Белшины». Это модель Artmotion с индексом «Бел-280». С ними по цене легко конкурирует украинская Rosava Strada V-130. Чуть дороже выходят сербские Tigar. Кстати, с 2008 года это предприятие принадлежит Michelin, а потому официально относятся к шинам «третьей линии» этой большой компании. Далее по тесту у нас идут шины стоимостью от 82-84 рублей: это Nexen, Dunlop и Pirelli. Верхушку ценового диапазона закрывают экологичные и экономичные шины Michelin Energy XM2, а также новая летняя модель «второй линии» компании Nokian – Nordman SX2. К слову, эти шины переняли ряд технологий и заимствовали рисунок протектора у модели Hakka Green первого поколения.
В этот раз мы нарочно отказались от добавления в тест китайских шин. Причина тому: они недолго присутствуют в продаже на рынке Беларуси либо очень быстро сменяются другой моделью. Летом 2015 года мы покупали для участия в тестах шины LingLong и Effiplus, а к моменту публикации теста эти покрышки почти исчезли из продажи. Поэтому решили отдавать предпочтение товарам более известных и «устойчивых» производителей.
Самая обширная программа испытаний проводится на мокром асфальте. Ее мы начинаем с торможения на мокром асфальте. Оборудование замеряет протяженность тормозного пути с 80 до 5 км/ч. Толщина слоя воды на тестовом участке составляет 3 мм.
И что же мы видим в итоге? Самый короткий тормозной путь обеспечили шины Pirelli. Покрышки Goodyear и Nokian отстали всего ненамного – остановили машину буквально на 20 см позже (разница менее 1%). Более заметная разница – свыше 1,5-метров тормозного пути – начинается с шин Michelin и «Белшины» (да, их результаты в этом тесте сопоставимы). Аутсайдеры в этом тесте – шины Tigar и Viatti.
Во втором тесте на мокром асфальте проводилась оценка управляемости автомобиля на специальной трассе извилистой, орошаемой водой. Тут скорости небольшие, на единственном прямике машина едва развивает 100 км/ч. Все повороты относительно медленные – под 40-60 км/ч. То, что нужно для недорогих бюджетных шин. В этом испытании прибор фиксировал время прохождения круга, а пилот оценивал характер управляемости шины по 10-балльной оценке. Самый породистый и безопасный характер мы обнаружили у шин Michelin, а также у шин Nordman SX2, которые с точки зрения пилота обеспечивают чуть более низкий уровень «зацепа» за мокрый асфальт в виражах. Впрочем, на этих шинах автомобиль, переходя за грань сцепных свойств, ведет себя безопасно. А вот что такое небезопасное поведение, можно узнать на покрышках «Белшина», Viatti и Rosava. Машина начинает скользить рано, резко и протяжно, или же наоборот начинается занос. Или то и другое одновременно. Низкий уровень сцепления этих шин с мокрым асфальтом пилот заметил не только по времени прохождения круга, но и по постоянно моргающему индикатору системы стабилизации.
Управляемость на мокром асфальте | ||
Субъективная оценка надежности управления на грани сцепных свойств шин | ||
Michelin | 9 | Высокий уровень поперечного сцепления. Стабильная и простая управляемость в поворотах и при маневрировании. Плавный и очень небольшой снос в вираже при потере сцепления с мокрым асфальтом. |
Nokian | 8 | Высокий уровень поперечного сцепления. Стабильная и простая управляемость в поворотах и при маневрировании. Плавный снос в вираже при потере сцепления с мокрым асфальтом. |
Pirelli | 7,5 | Довольно высокий уровень поперечного сцепления, но управляемость с изюминкой. При маневрировании при потере сцепления с мокрым асфальтом начинается глубокий занос. |
Nexen | 7 | Средний уровень поперечного сцепления. Стабильная и простая управляемость. Плавный снос в вираже при потере сцепления с мокрым асфальтом. При маневрировании возможно развитие заноса. |
Goodyear | 6,5 | Средний уровень поперечного сцепления. Скольжения в вираже начинаются рано и сменяются заносами. При смене направления движения и маневрировании - сильный снос, часто сменяющийся заносом. |
Tigar | 6,5 | Средний уровень поперечного сцепления. Скольжения в вираже начинаются рано и сменяются заносами. При смене направления движения и маневрировании - сильный снос, часто сменяющийся заносом. |
Dunlop | 6 | Средний уровень поперечного сцепления. Стабильная управляемость в вираже с довольно ранним сносом. При маневрировании развивается занос. |
Viatti | 5,5 | Низкий уровень сцепления. Скольжения в вираже начинаются рано и сменяются заносами. Сильный снос при смене направления движения и маневрировании. |
Rosava | 4,5 | Низкий уровень сцепления. Непредсказуемый характер управляемости: в вираже сносы сменяются заносами и наоборот. При маневрировании также происходит сильный снос, сменяющийся заносом. ESP отчаянно работает, стабилизируя автомобиль. |
Белшина | 4,5 | Низкий уровень сцепления. Непредсказуемый характер управляемости: в вираже сносы сменяются заносами и наоборот. При маневрировании также происходит сильный снос, сменяющийся заносом. ESP отчаянно работает, стабилизируя автомобиль. |
Следующим испытанием на мокром асфальте является устойчивость к продольному аквапланированию. Здесь переднеприводный автомобиль колесами левой стороны едет по сухому асфальту, а колесами правой стороны въезжает в длинную лужу, залитую слоем воды в 6 мм. Участвующая в испытании шина устанавливается на переднее правое колесо. Водитель продолжает разгон до тех пор, пока измерительные приборы не зафиксируют пробуксовку переднего правого колеса. Она и свидетельствует о «всплытии» покрышки. Меньше всего аквапланированию сопротивлялись шины Dunlop, «всплывшие» на скорости 78,1 км/ч. Лидерами оказались покрышки Viatti, сохранявшие контакт с асфальтом вплоть до 88,3 км/ч.
Самый главный тест на сухом асфальте – торможение со 100 км/ч. Наименьший тормозной путь обеспечили шины Dunlop и Nokian. Хорошо показали себя покрышки Rosava и Pirelli. «Белшина» остановила машину на 2 метра позже. Худший результат, как это ни странно, продемонстрировали покрышки Michelin Energy XM2 – 46,5 метра – остановили машину на 4 метра дальше.
Второй тест на сухом асфальте – на точность и безопасность управления. Он субъективный, однако пилот-испытатель не знает, шины какой марки испытывает. Характеристики шин проверяются в комплексе. Пилот оценивал безопасность и устойчивость автомобиля при выполнении «лосиного теста», а также оценивал цепкость и поведение автомобиля на максимально возможной скорости в вираже. Пилот оценивал свойства шин по 10-балльной системе и давал комментарии, которые можно найти в таблице.
Управляемость на сухом асфальте | ||
Субъективная оценка надежности управления на грани сцепных свойств шин | ||
Goodyear | 10 | Высокий уровень сцепления. Стабильное, полностью нейтральное и безопасное поведение при маневрировании. Стабильное следование по траектории на дуге поворота на высокой скорости без заметного сноса. |
Nokian | 9,5 | Высокий уровень сцепления. Стабильное и безопасное поведение при маневрировании, хотя с небольшой тенденцией к заносу. Легкий снос на дуге поворота, четкая стабилизация траектории при отпускании акселератора с доворачиванием задней осью. |
Michelin | 9,5 | Высокий уровень сцепления. Стабильное, нейтральное и безопасное поведение при маневрировании. Скорость на дуге поворота чуть ниже, с плавным сносом. Четкая стабилизация траектории при отпускании акселератора. |
Dunlop | 9 | Высокий уровень сцепления. Стабильное и безопасное поведение при маневрировании с тендецией к плавному и легко стабилизируемому заносу. Небольшой снос на дуге поворота, четкая стабилизация траектории при отпускании акселератора с легким заносом. |
Pirelli | 8 | Достаточно высокий уровень сцепления. Стабильное и безопасное поведение при маневрировании, хотя скорость стабильного маневра чуть ниже. На дуге поворота - скорость чуть ниже, снос обеими осями. Более нейтральная управляемость. |
Nexen | 8 | Достаточно высокий уровень сцепления. Стабильное и безопасное поведение при маневрировании, хотя скорость стабильного маневра чуть ниже. На дуге поворота - небольшой снос, четкая стабилизация траектории при отпускании акселератора с плавным заносом. |
Tigar | 7 | Средний уровень сцепления. При маневрировании плавно срывается в занос, который сохраняется довольно долго. На дуге поворота - небольшой снос, хорошая стабилизация траектории при отпускании акселератора. |
Viatti | 6,5 | Средний уровень сцепления. При маневрировании резко и глубоко срывается в занос. На дуге поворота - скорость ниже с заметным сносом, и резким доворотом при отпускании акселератора. |
Rosava | 6 | Низкий уровень сцепления. При манениврировании - резкий срыв в занос с тендецией к усилению хлеста. Высокая вероятность потери управления при резком хлестком заносе. Средняя скорость на дуге, занос при отпускании акселератора. |
Белшина | 5 | Низкий уровень сцепления. При манениврировании - быстрый срыв в занос с тендецией к усилению хлеста. Потеря управления - машину попросту "разматывает". Ранний снос на дуге, занос при отпускании акселератора. |
Этот тест проводился на стенде по стандарту ISO 28580: на шины оказывалась нагрузка в 80% от максимально допустимой, внутреннее давление составляло 2,5 бара. В испытании участвовали запасные колеса из каждого комплекта (в дорожных тестах они не участвовали). Самыми экономичными, как и ожидалось, оказались шины марок Goodyear, Nexen и Michelin. Довольно высокое сопротивление качению у шин Rosava, Dunlop, «Белшине» и особенно у Viatti.
1 место | Nokian |
Nordman SX2 | |
Набрано баллов | 642,7 |
Индекс нагрузки | 88H |
Глубина протектора | 8,25 мм |
Вес шины | 6,87 кг |
Treadwear* | 500 |
Страна изготовления | Финляндия |
Минимальная цена, бел. руб. | 93 |
2 место | Goodyear |
EfficientGrip Compact | |
Набрано баллов | 627,2 |
Индекс нагрузки | 88T |
Глубина протектора | 7,4 мм |
Вес шины | 7,69 кг |
Treadwear* | 320 |
Страна изготовления | Тайланд |
Минимальная цена, бел. руб. | 85 |
3 место | Pirelli |
Cinturato P1 Verde | |
Набрано баллов | 624,6 |
Индекс нагрузки | 88T |
Глубина протектора | 7,8 мм |
Вес шины | 7,67 кг |
Treadwear* | 420 |
Страна изготовления | Турция |
Минимальная цена, бел. руб. | 84 |
4 место | Nexen |
Nblue Eco | |
Набрано баллов | 622,6 |
Индекс нагрузки | 88T |
Глубина протектора | 7,3 мм |
Вес шины | 7,1 кг |
Treadwear* | 400 |
Страна изготовления | Корея |
Минимальная цена, бел. руб. | 82 |
5 место | Michelin |
Energy XM2 | |
Набрано баллов | 614,7 |
Индекс нагрузки | 88T |
Глубина протектора | 7,3 мм |
Вес шины | 8 кг |
Treadwear* | 420 |
Страна изготовления | Россия |
Минимальная цена, бел. руб. | 92 |
6 место | Dunlop |
SP Sport LM704 | |
Набрано баллов | 614,2 |
Индекс нагрузки | 88H |
Глубина протектора | 7,2 мм |
Вес шины | 8,38 кг |
Treadwear* | - |
Страна изготовления | Тайланд |
Минимальная цена, бел. руб. | 84 |
7 место | Rosava |
Itegro | |
Набрано баллов | 605,4 |
Индекс нагрузки | 88H |
Глубина протектора | 8,1 мм |
Вес шины | 7,63 кг |
Treadwear* | - |
Страна изготовления | Украина |
Минимальная цена, бел. руб. | 55 |
8 место | Viatti |
Strada V-130 | |
Набрано баллов | 604,2 |
Индекс нагрузки | 88H |
Глубина протектора | 7,1 мм |
Вес шины | 8,19 кг |
Treadwear* | - |
Страна изготовления | Россия |
Минимальная цена, бел. руб. | 69,3 |
9 место | Tigar |
Sigura | |
Набрано баллов | 600,7 |
Индекс нагрузки | 88T |
Глубина протектора | 7,8 мм |
Вес шины | 7,29 кг |
Treadwear* | 240 |
Страна изготовления | Сербия |
Минимальная цена, бел. руб. | 70,6 |
10 место | Белшина |
Artmotion Бел-280 | |
Набрано баллов | 596,9 |
Индекс нагрузки | 88H |
Глубина протектора | 7,4 мм |
Вес шины | 8,12 кг |
Treadwear* | - |
Страна изготовления | Беларусь |
Минимальная цена, бел. руб. | 54,9 |
Сравнительные тесты шин посвящены прежде всего уровню безопасности, который они способны обеспечить в экстремальной ситуации: при экстренном торможении, резком маневре или даже попадании в лужу на высокой скорости. Безусловно, просто передвигаясь по улицам и дорогам водитель не ощутит разницы между самой эффективной и самой безнадежной с точки зрения активной безопасности шиной. Вся разница проявляется тогда, когда приходится ударять по педали тормоза или уклоняться от препятствия на дороге. Наши сравнительные тесты шин в первую очередь носят информационный характер: они помогают выбрать самые эффективные шины и призывают к осторожности водителя, который ездит на максимально доступных, но далеко не безопасных шинах.
Редактор
Евгений Дударев
Марка | Nokian | Goodyear | Pirelli | Nexen | Michelin | Dunlop | Rosava | Viatti | Tigar | Белшина |
Модель | Nordman SX2 | EfficientGrip Compact | Cinturato P1 Verde | Nblue Eco | Energy XM2 | SP Sport LM704 | Itegro | Strada V-130 | Sigura | Artmotion Бел-280 |
Индекс нагрузки | 88H | 88T | 88T | 88T | 88T | 88H | 88H | 88H | 88T | 88H |
Глубина протектора | 8,25 мм | 7,4 мм | 7,8 мм | 7,3 мм | 7,3 мм | 7,2 мм | 8,1 мм | 7,1 мм | 7,8 мм | 7,4 мм |
Вес шины | 6,87 кг | 7,69 кг | 7,67 кг | 7,1 кг | 8 кг | 8,38 кг | 7,63 кг | 8,19 кг | 7,29 кг | 8,12 кг |
Treadwear* | 500 | 320 | 420 | 400 | 420 | - | - | - | 240 | - |
Страна изготовления | Финляндия | Тайланд | Турция | Корея | Россия | Тайланд | Украина | Россия | Сербия | Беларусь |
Минимальная цена, бел. руб. | 93 | 85 | 84 | 82 | 92 | 84 | 55 | 69,3 | 70,6 | 54,9 |
*указанный производителем параметр износостойкости | ||||||||||
Торможение на мокром асфальте x2* | 199,4 | 198,4 | 200,0 | 196,4 | 189,5 | 192,6 | 188,1 | 187,2 | 187,7 | 189,2 |
Управляемость на мокром асфальте | 99,7 | 97,4 | 97,9 | 96,2 | 100,0 | 95,2 | 94,7 | 97,2 | 95,5 | 95,5 |
Надежность управления на мокром асфальте** | 8 | 6,5 | 7,5 | 7,0 | 9 | 6 | 4,5 | 5,5 | 6,5 | 4,5 |
Устойчивость к продольному аквапланированию | 99,3 | 92,9 | 91,6 | 97,2 | 96,3 | 88,4 | 91,8 | 100,0 | 91,3 | 91,3 |
Торможение на сухом асфальте x2* | 200,0 | 192,0 | 193,0 | 189,5 | 183,0 | 199,8 | 197,0 | 188,2 | 187,5 | 190,3 |
Надежность управления на сухом асфальте** | 9,5 | 10 | 8 | 8,0 | 9,5 | 9 | 6 | 6,5 | 7 | 5 |
Сопротивление качению*** | 26,7 | 30,0 | 26,6 | 28,3 | 27,4 | 23,2 | 23,3 | 19,6 | 25,2 | 21,1 |
ИТОГ | 642,7 | 627,2 | 624,6 | 622,6 | 614,7 | 614,2 | 605,4 | 604,2 | 600,7 | 596,9 |
Место | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
*оценки за результаты этих тестов удваиваются | ||||||||||
**субъективные оценки, по шкале от 10 (отлично) до 1 (неуд.) | ||||||||||
***весомость данных оценок - 30% |