Тест шин

Тест летних шин размера 185/65 R15

В тесте приняли участие следующие доступные шины:

  • Nokian Nordman SX2
  • Белшина Artmotion Bel-280
  • Rosava Itegro
  • Dunlop SP Sport LM704
  • Pirelli Cinturato P1
  • Nexen N'Blue ECO
  • Goodyear EfficientGrip Compact
  • Tigar Sigura
  • Michelin Energy XM2
  • Viatti Strada V-130

Бюджетники шагают по стране – статистика продаж новых автомобилей в Беларуси за 2016 год говорит о том, что люди пересаживаются на недорогие новые машины. А в какие шины обуты эти машины? Большинство из них носят 15-дюймовые покрышки, самый распространенный размер – 185/65 R15. Именно такие шины мы испытали, сравнили и подвели итоги, чтобы дать ответ на вопрос "Какие летние шины купить?"

Шины для этого теста мы покупали летом 2016 года и испытывали на специальном шинном полигоне. Все выбранные покрышки относятся к категории бюджетных, а стоимость колеблется от 50 до максимум 100 рублей за колесо.

Самые доступные шины, конечно, отечественные – от «Белшины». Это модель Artmotion с индексом «Бел-280». С ними по цене легко конкурирует украинская Rosava Strada V-130. Чуть дороже выходят сербские Tigar. Кстати, с 2008 года это предприятие принадлежит Michelin, а потому официально относятся к шинам «третьей линии» этой большой компании. Далее по тесту у нас идут шины стоимостью от 82-84 рублей: это Nexen, Dunlop и Pirelli. Верхушку ценового диапазона закрывают экологичные и экономичные шины Michelin Energy XM2, а также новая летняя модель «второй линии» компании Nokian – Nordman SX2. К слову, эти шины переняли ряд технологий и заимствовали рисунок протектора у модели Hakka Green первого поколения.

В этот раз мы нарочно отказались от добавления в тест китайских шин. Причина тому: они недолго присутствуют в продаже на рынке Беларуси либо очень быстро сменяются другой моделью. Летом 2015 года мы покупали для участия в тестах шины LingLong и Effiplus, а к моменту публикации теста эти покрышки почти исчезли из продажи. Поэтому решили отдавать предпочтение товарам более известных и «устойчивых» производителей.

 

Мокрый асфальт

Самая обширная программа испытаний проводится на мокром асфальте. Ее мы начинаем с торможения на мокром асфальте. Оборудование замеряет протяженность тормозного пути с 80 до 5 км/ч. Толщина слоя воды на тестовом участке составляет 3 мм.

И что же мы видим в итоге? Самый короткий тормозной путь обеспечили шины Pirelli. Покрышки Goodyear и Nokian отстали всего ненамного – остановили машину буквально на 20 см позже (разница менее 1%). Более заметная разница – свыше 1,5-метров тормозного пути – начинается с шин Michelin и «Белшины» (да, их результаты в этом тесте сопоставимы). Аутсайдеры в этом тесте – шины Tigar и Viatti.

Во втором тесте на мокром асфальте проводилась оценка управляемости автомобиля на специальной трассе извилистой, орошаемой водой. Тут скорости небольшие, на единственном прямике машина едва развивает 100 км/ч. Все повороты относительно медленные – под 40-60 км/ч. То, что нужно для недорогих бюджетных шин. В этом испытании прибор фиксировал время прохождения круга, а пилот оценивал характер управляемости шины по 10-балльной оценке. Самый породистый и безопасный характер мы обнаружили у шин Michelin, а также у шин Nordman SX2, которые с точки зрения пилота обеспечивают чуть более низкий уровень «зацепа» за мокрый асфальт в виражах. Впрочем, на этих шинах автомобиль, переходя за грань сцепных свойств, ведет себя безопасно. А вот что такое небезопасное поведение, можно узнать на покрышках «Белшина», Viatti и Rosava. Машина начинает скользить рано, резко и протяжно, или же наоборот начинается занос. Или то и другое одновременно. Низкий уровень сцепления этих шин с мокрым асфальтом пилот заметил не только по времени прохождения круга, но и по постоянно моргающему индикатору системы стабилизации.

 

 

Управляемость на мокром асфальте

Субъективная оценка надежности управления на грани сцепных свойств шин

Michelin

9

Высокий уровень поперечного сцепления. Стабильная и простая управляемость в поворотах и при маневрировании. Плавный и очень небольшой снос в вираже при потере сцепления с мокрым асфальтом.

Nokian

8

Высокий уровень поперечного сцепления. Стабильная и простая управляемость в поворотах и при маневрировании. Плавный снос в вираже при потере сцепления с мокрым асфальтом.

Pirelli

7,5

Довольно высокий уровень поперечного сцепления, но управляемость с изюминкой. При маневрировании при потере сцепления с мокрым асфальтом начинается глубокий занос.

Nexen

7

Средний уровень поперечного сцепления. Стабильная и простая управляемость. Плавный снос в вираже при потере сцепления с мокрым асфальтом. При маневрировании возможно развитие заноса.

Goodyear

6,5

Средний уровень поперечного сцепления. Скольжения в вираже начинаются рано и сменяются заносами. При смене направления движения и маневрировании - сильный снос, часто сменяющийся заносом.

Tigar

6,5

Средний уровень поперечного сцепления. Скольжения в вираже начинаются рано и сменяются заносами. При смене направления движения и маневрировании - сильный снос, часто сменяющийся заносом.

Dunlop

6

Средний уровень поперечного сцепления. Стабильная управляемость в вираже с довольно ранним сносом. При маневрировании развивается занос.

Viatti

5,5

Низкий уровень сцепления. Скольжения в вираже начинаются рано и сменяются заносами. Сильный снос при смене направления движения и маневрировании.

Rosava

4,5

Низкий уровень сцепления. Непредсказуемый характер управляемости: в вираже сносы сменяются заносами и наоборот. При маневрировании также происходит сильный снос, сменяющийся заносом. ESP отчаянно работает, стабилизируя автомобиль.

Белшина

4,5

Низкий уровень сцепления. Непредсказуемый характер управляемости: в вираже сносы сменяются заносами и наоборот. При маневрировании также происходит сильный снос, сменяющийся заносом. ESP отчаянно работает, стабилизируя автомобиль.

 

Следующим испытанием на мокром асфальте является устойчивость к продольному аквапланированию. Здесь переднеприводный автомобиль колесами левой стороны едет по сухому асфальту, а колесами правой стороны въезжает в длинную лужу, залитую слоем воды в 6 мм. Участвующая в испытании шина устанавливается на переднее правое колесо. Водитель продолжает разгон до тех пор, пока измерительные приборы не зафиксируют пробуксовку переднего правого колеса. Она и свидетельствует о «всплытии» покрышки. Меньше всего аквапланированию сопротивлялись шины Dunlop, «всплывшие» на скорости 78,1 км/ч. Лидерами оказались покрышки Viatti, сохранявшие контакт с асфальтом вплоть до 88,3 км/ч.

 

Сухой асфальт

Самый главный тест на сухом асфальте – торможение со 100 км/ч. Наименьший тормозной путь обеспечили шины Dunlop и Nokian. Хорошо показали себя покрышки Rosava и Pirelli. «Белшина» остановила машину на 2 метра позже. Худший результат, как это ни странно, продемонстрировали покрышки Michelin Energy XM2 – 46,5 метра – остановили машину на 4 метра дальше.

Второй тест на сухом асфальте – на точность и безопасность управления. Он субъективный, однако пилот-испытатель не знает, шины какой марки испытывает. Характеристики шин проверяются в комплексе. Пилот оценивал безопасность и устойчивость автомобиля при выполнении «лосиного теста», а также оценивал цепкость и поведение автомобиля на максимально возможной скорости в вираже. Пилот оценивал свойства шин по 10-балльной системе и давал комментарии, которые можно найти в таблице.

 

Управляемость на сухом асфальте

Субъективная оценка надежности управления на грани сцепных свойств шин

Goodyear

10

Высокий уровень сцепления. Стабильное, полностью нейтральное и безопасное поведение при маневрировании. Стабильное следование по траектории на дуге поворота на высокой скорости без заметного сноса.

Nokian

9,5

Высокий уровень сцепления. Стабильное и безопасное поведение при маневрировании, хотя с небольшой тенденцией к заносу. Легкий снос на дуге поворота, четкая стабилизация траектории при отпускании акселератора с доворачиванием задней осью.

Michelin

9,5

Высокий уровень сцепления. Стабильное, нейтральное и безопасное поведение при маневрировании. Скорость на дуге поворота чуть ниже, с плавным сносом. Четкая стабилизация траектории при отпускании акселератора.

Dunlop

9

Высокий уровень сцепления. Стабильное и безопасное поведение при маневрировании с тендецией к плавному и легко стабилизируемому заносу. Небольшой снос на дуге поворота, четкая стабилизация траектории при отпускании акселератора с легким заносом.

Pirelli

8

Достаточно высокий уровень сцепления. Стабильное и безопасное поведение при маневрировании, хотя скорость стабильного маневра чуть ниже. На дуге поворота - скорость чуть ниже, снос обеими осями. Более нейтральная управляемость.

Nexen

8

Достаточно высокий уровень сцепления. Стабильное и безопасное поведение при маневрировании, хотя скорость стабильного маневра чуть ниже. На дуге поворота - небольшой снос, четкая стабилизация траектории при отпускании акселератора с плавным заносом.

Tigar

7

Средний уровень сцепления. При маневрировании плавно срывается в занос, который сохраняется довольно долго. На дуге поворота - небольшой снос, хорошая стабилизация траектории при отпускании акселератора.

Viatti

6,5

Средний уровень сцепления. При маневрировании резко и глубоко срывается в занос. На дуге поворота - скорость ниже с заметным сносом, и резким доворотом при отпускании акселератора.

Rosava

6

Низкий уровень сцепления. При манениврировании - резкий срыв в занос с тендецией к усилению хлеста. Высокая вероятность потери управления при резком хлестком заносе. Средняя скорость на дуге, занос при отпускании акселератора.

Белшина

5

Низкий уровень сцепления. При манениврировании - быстрый срыв в занос с тендецией к усилению хлеста. Потеря управления - машину попросту "разматывает". Ранний снос на дуге, занос при отпускании акселератора.

 



Сопротивление качению

Этот тест проводился на стенде по стандарту ISO 28580: на шины оказывалась нагрузка в 80% от максимально допустимой, внутреннее давление составляло 2,5 бара. В испытании участвовали запасные колеса из каждого комплекта (в дорожных тестах они не участвовали). Самыми экономичными, как и ожидалось, оказались шины марок Goodyear, Nexen и Michelin. Довольно высокое сопротивление качению у шин Rosava, Dunlop, «Белшине» и особенно у Viatti.

 

 

 

1 место

Nokian

Nordman SX2

Набрано баллов

642,7

Индекс нагрузки

88H

Глубина протектора

8,25 мм

Вес шины

6,87 кг

Treadwear*

500

Страна изготовления

Финляндия

Минимальная цена, бел. руб.

93

 

 

2 место

Goodyear

EfficientGrip Compact

Набрано баллов

627,2

Индекс нагрузки

88T

Глубина протектора

7,4 мм

Вес шины

7,69 кг

Treadwear*

320

Страна изготовления

Тайланд

Минимальная цена, бел. руб.

85

 

 

3 место

Pirelli

Cinturato P1 Verde

Набрано баллов

624,6

Индекс нагрузки

88T

Глубина протектора

7,8 мм

Вес шины

7,67 кг

Treadwear*

420

Страна изготовления

Турция

Минимальная цена, бел. руб.

84

 

 

4 место

Nexen

Nblue Eco

Набрано баллов

622,6

Индекс нагрузки

88T

Глубина протектора

7,3 мм

Вес шины

7,1 кг

Treadwear*

400

Страна изготовления

Корея

Минимальная цена, бел. руб.

82

 

 

5 место

Michelin

Energy XM2

Набрано баллов

614,7

Индекс нагрузки

88T

Глубина протектора

7,3 мм

Вес шины

8 кг

Treadwear*

420

Страна изготовления

Россия

Минимальная цена, бел. руб.

92


 

6 место

Dunlop

SP Sport LM704

Набрано баллов

614,2

Индекс нагрузки

88H

Глубина протектора

7,2 мм

Вес шины

8,38 кг

Treadwear*

-

Страна изготовления

Тайланд

Минимальная цена, бел. руб.

84

 

 

7 место

Rosava

Itegro

Набрано баллов

605,4

Индекс нагрузки

88H

Глубина протектора

8,1 мм

Вес шины

7,63 кг

Treadwear*

-

Страна изготовления

Украина

Минимальная цена, бел. руб.

55

 

 

8 место

Viatti

Strada V-130

Набрано баллов

604,2

Индекс нагрузки

88H

Глубина протектора

7,1 мм

Вес шины

8,19 кг

Treadwear*

-

Страна изготовления

Россия

Минимальная цена, бел. руб.

69,3

 

 

9 место

Tigar

Sigura

Набрано баллов

600,7

Индекс нагрузки

88T

Глубина протектора

7,8 мм

Вес шины

7,29 кг

Treadwear*

240

Страна изготовления

Сербия

Минимальная цена, бел. руб.

70,6

 

 

10 место

Белшина

Artmotion Бел-280

Набрано баллов

596,9

Индекс нагрузки

88H

Глубина протектора

7,4 мм

Вес шины

8,12 кг

Treadwear*

-

Страна изготовления

Беларусь

Минимальная цена, бел. руб.

54,9

 

ИТОГ

Сравнительные тесты шин посвящены прежде всего уровню безопасности, который они способны обеспечить в экстремальной ситуации: при экстренном торможении, резком маневре или даже попадании в лужу на высокой скорости. Безусловно, просто передвигаясь по улицам и дорогам водитель не ощутит разницы между самой эффективной и самой безнадежной с точки зрения активной безопасности шиной. Вся разница проявляется тогда, когда приходится ударять по педали тормоза или уклоняться от препятствия на дороге. Наши сравнительные тесты шин в первую очередь носят информационный характер: они помогают выбрать самые эффективные шины и призывают к осторожности водителя, который ездит на максимально доступных, но далеко не безопасных шинах.

Редактор
Евгений Дударев 

 

 

Марка

Nokian

Goodyear

Pirelli

Nexen

Michelin

Dunlop

Rosava

Viatti

Tigar

Белшина

Модель

Nordman SX2

EfficientGrip Compact

Cinturato P1 Verde

Nblue Eco

Energy XM2

SP Sport LM704

Itegro

Strada V-130

Sigura

Artmotion Бел-280

Индекс нагрузки 88H 88T 88T 88T 88T 88H 88H 88H 88T 88H
Глубина протектора 8,25 мм 7,4 мм 7,8 мм 7,3 мм 7,3 мм 7,2 мм 8,1 мм 7,1 мм 7,8 мм 7,4 мм
Вес шины 6,87 кг 7,69 кг 7,67 кг 7,1 кг 8 кг 8,38 кг 7,63 кг 8,19 кг 7,29 кг 8,12 кг
Treadwear* 500 320 420 400 420 - - - 240 -
Страна изготовления Финляндия Тайланд Турция Корея Россия Тайланд Украина Россия Сербия Беларусь
Минимальная цена, бел. руб. 93 85 84 82 92 84 55 69,3 70,6 54,9
                     
*указанный производителем параметр износостойкости                    
                     
Торможение на мокром асфальте x2* 199,4 198,4 200,0 196,4 189,5 192,6 188,1 187,2 187,7 189,2
Управляемость на мокром асфальте 99,7 97,4 97,9 96,2 100,0 95,2 94,7 97,2 95,5 95,5
Надежность управления на мокром асфальте** 8 6,5 7,5 7,0 9 6 4,5 5,5 6,5 4,5
Устойчивость к продольному аквапланированию 99,3 92,9 91,6 97,2 96,3 88,4 91,8 100,0 91,3 91,3
Торможение на сухом асфальте x2* 200,0 192,0 193,0 189,5 183,0 199,8 197,0 188,2 187,5 190,3
Надежность управления на сухом асфальте** 9,5 10 8 8,0 9,5 9 6 6,5 7 5
Сопротивление качению*** 26,7 30,0 26,6 28,3 27,4 23,2 23,3 19,6 25,2 21,1
                     

ИТОГ

642,7

627,2

624,6

622,6

614,7

614,2

605,4

604,2

600,7

596,9

Место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                     
*оценки за результаты этих тестов удваиваются                    
**субъективные оценки, по шкале от 10 (отлично) до 1 (неуд.)                  
***весомость данных оценок - 30%