Тест шин

В Лапландии презентовали новые шины для суровой зимы.

В Финляндии живет 5,5 млн. человек. И большинство из них живут на юге. На севере, на территории размером с пол-Беларуси, постоянно проживает тысяч 100. Но здесь жизнь бьет ключом, люди ладят с природой и не надеются на «финский аналог МЧС», который должен спасать их при малейшем снегопаде или буране. В этот суровый край толпами летят туристы со всего света. Особая категория путешественников – из Японии. Японцы едут сюда за северными сияниями. Они верят, что если зачать ребенка под люминесцирующим небом, обязательно родится мальчик. Финны даже построили для этих туристов особенные юрты с прозрачным стеклянным сводом: чтобы наблюдать за небом можно было удобнее.

А еще в заполярной Финляндии есть «Белый ад». Финский производитель шин – компания Nokian Tyres – так окрестила свой собственный северный полигон. Здесь испытывают шины и их прототипы. Испытания – очень важный этап разработки покрышек. Благодаря тестам в реальных условиях можно лучше увидеть свое место на фоне шин конкурентов и понять, в каком направлении следует совершенствовать свои покрышки. «Белый ад» занимает территорию в 700 гектаров. Летом здесь – тундра и огромные озера. Зимой озера превращаются в естественное поле, на котором можно испытывать шины в четких контролируемых условиях. На склонах близлежащих холмов появляются трассы, которые петляют прямо между сосен. Для обслуживания полигона применяется самая разнообразная техника: от тракторов до снегоуплотнительных машин (ратраков).

Какие новые зимние шины купить: ответ от Nokian

Здесь в середине января компания Nokian Tyres презентовала свою новую зимнюю покрышку Hakkapeliitta R3. Причем сразу в обеих возможных модификациях: для «обычных» машин и для кроссоверов (последняя обозначена приставкой SUV). Кстати, прежде Hakkapeliitta R-семейства выводилась в свет вместе с шипованной «сестрой», но лишь в одной модификации: сначала представляли «легковую», а на следующий год – шипованную. С прошлого года из разделили. Так, зимой 2017 года представили Hakkapeliitta 9 в обеих версиях. Теперь же настала очередь Hakkapeliitta R3.

Новинка предназначена для стран СНГ, Финляндии, Швеции и Норвегии, Китая и Японии, а также для Северной Америки. Размерный ряд Hakkapeliitta R3 состоит из 68 типоразмеров от 14 до 21 дюйма дает отличный выбор, соответствующий современным моделям автомобилей. Размерный ряд Nokian Hakkapeliitta R3 SUV, состоящий из 63 продуктов, охватывает размеры от 16 до 21 дюйма. Большинство из них имеют маркировку XL, что означает максимально возможную грузоподъемность. Финский производитель шин подчеркивает, что новинка (впрочем, как и все модели шин Nokian) наилучшим образом подходит для эксплуатации на электромобилях. Среди типоразмеров есть  те, которые подходят для BMW i3, VW e-Golf, Tesla Model S и Model X. Благодаря строению протектора и новейшему составу резиновой смеси Nokian Hakkapeliitta R3 имеет минимальное сопротивление качению, даже ниже значений летних шин. Лёгкое качение экономит топливо и расширяет ассортимент электромобилей, на которые может устанавливаться шина. Nokian Hakkapeliitta R3 обладает сопротивлением качению на 5% ниже, чем Nokian Hakkapeliitta R2, что дало ей возможность стать наиболее экономичной зимней шиной в сравнительных тестах.

В основе уникальных свойств шины Hakkapeliitta R3/SUV лежит концепция Arctic Sense Grip, которая обеспечивает первоклассное зимнее сцепление, а также более точное и комфортное управление. Оптимизированные компьютером ламели, канавки и прорези симметричного рисунка протектора оптимально работают в различных погодных условиях на льду, снегу и асфальте.

Центральная зона имеет уже знакомые многим, эффективные и запатентованные ламели-насосы, вот только их количество увеличилось по сравнению с предыдущей моделью. Ламели удаляют воду из пятна контакта, обеспечивая стабильное и надежное сцепление на мокрой дороге. К краям шины также была добавлена обширная и плотная сеть ламелей. Острые зигзагообразные края открываются и закрываются при торможении и ускорении, тем самым улучшая сцепление с мокрой дорогой.

Технология Cryo Crystal 3 обеспечивает оптимальное продольное и поперечное сцепление. Микроскопические кристаллы работают как встроенные шипы, создавая острые твёрдые кромки сцепления внутри резины. По мере износа шины равномерно распределенные в резиновой смеси кристаллы постепенно выходят наружу, что обеспечивает надежное сцепление.

Многогранные «Снежные Когти» (Snow Claws), расположенные между блоками протектора и плечевыми зонами, создают сбалансированное сцепление на льду и снегу, особенно во время торможения и ускорения.

Как и все шины Nokian Tyres, предназначенные для внедорожников, Nokian Hakkapeliitta R3 SUV имеют усиленные арамидным волокном боковины. Это уникальное решение обеспечивает повышенную устойчивость шин к ударам и порезам. Резиновая смесь боковин содержит чрезвычайно прочное арамидное волокно, также используемое в бронежилетах, что обеспечивает исключительную защиту от ударов и порезов.

Испытания Hakkapeliitta R3 проходили на дорогах общего пользования, на снежных трассах полигона и на озерном льду.

В шоссейных режимах Hakkapeliitta R3 вселяет стопроцентную безопасность. Шоссе в заполярье впечатляют разнообразием условий: от чистого асфальта, до снежных переметов и ледяных наплывах. И все это на узких однополосных дорогах, петляющих меж холмов, поднимающихся и спускающихся вниз. Нередко тут встречаются олени: они хорошо замаскированы под однотонные пейзажи финской тундры, не носят фликеров, а потому внимание водителя и хороший зацеп шин – главные факторы, помогающие избежать столкновения с парнокопытными. Hakkapeliitta R3 едет по заполярным дорогам мощно: нет ни сомнения в прочности сцепления. Отклики на руль точные и четкие. Хотя скандинавская покрышка обладает очень мягкой резиновой смесью протектора, который к тому же максимально плотно изрезан ламелями. Тем не менее, для езды по дорогам, в основе которых – асфальт, Hakkapeliitta R3 подходит прекрасно.

Еще одна часть тестов – езда по проселочным дорогам. Летом эти дороги грунтовые. А зимой – классический зимник из уплотненного снега. С минимумом дорожных атрибутов: тут почти нет знаков, указателей и прямых участков. Дорогая шире, петляет по тундре. Удивительно, но по такой дороге на автомобилей, обутом в Hakkapeliitta R3, можно ехать с шоссейной скоростью в 90-100 км/ч.

Более азартная и менее рискованная часть презентация новинок нас ждала в «Белом аду». Здесь нам дали возможность опробовать Hakkapeliitta R3 на льду, снегу и сравнить ее с сородичами: шипованной Hakkapeliitta 9 и европейской WR D4.

Модель Hakkapeliitta R3 занимает свое место ровно между ними. Эта шина сильнее держится за лед и снег, чем WR D4. Разумеется, на льду она уступает «девятке», но зато не шумит шипами на асфальте, что для многих водителей является важным параметром.

Обутый в Hakkapeliitta R3/R3 SUV хэтчбек или кроссовер точно пишет слалом между конусов, уверенно разгоняется и хорошо тормозит. Если скорость на слаломе высока, машина начинает скользить передком  под стрекот исполнительных механизмов ESP.

Разумеется, на «девятке» все быстрее, веселее и более прогнозируемо. Напомним, что финнам удалось побороть дисгармонию в поведении, присущую всем шипованным шинам: в продольных направлениях (разгон и торможение) они обычно держатся за лед гораздо лучше, чем в поперечных (при поворотах). За боковой зацеп у Hakkapeliitta 9 отвечают свои шипы, «жала» которых отличаются от шипов, установленных в центральной части протектора. Поэтому на льду «девятка» маневрирует почти как по асфальту, а уровень бокового зацепа не хуже, чем продольного.

Европейская WR D4, конечно, на льду уступает своим «сестрам». Но главное, что в ее поведении присутствует гармония: нащупав верную скорость езды, можно безопасно пройти все испытания в непростых условиях.

Компания Nokian Tyres не является огромным производителем шин. У нее всего два завода, третий строится в Северной Америке. Но финские зимние шины определенно - лучшие. Любопытно, что финны не поставляют свои шины на конвейер автопроизводителей и не стремятся в автоспорт. Но отчего же тогда «заряженные» Audi RS4 и RS5 так здорово, быстро и послушно мчат по льду? Наверное, нужно просто очень любить то, что делаешь и стремиться к тому, чтобы предложить людям лучшее. Благодарим Nokian Tyres за яркие эмоции, подаренные в суровом заполярье!

Илья Иванов
autospot.by