Машины с автоматическими коробками передач давно стали привычными, но у многих водителей их эксплуатация вызывает вопросы. К тому же немало владельцев автомобилей с АКПП зачастую не знают простых нюансов обращения с этим видом трансмиссии. AUTOSPOT.BY задал вопросы специалисту СТО «Глобал Трансмиссия», занимающейся исключительно обслуживанием и ремонтом АКПП, и выслушал его советы и рекомендации.
Срок службы АКПП не сильно зависит от стиля вождения автомобиля, хотя есть ряд важных эксплуатационных моментов, о которых мы тоже поговорим. На срок службы АКПП сильно влияет своевременное обслуживание, регулярные проверки на предмет подтекания масла. Если упустить уровень масла, то коробка быстро выходит из строя.
Что касается особенностей эксплуатации, то в первую очередь следует отметить, что АКПП рассчитана на массу автомобиля, на которую она установлена, и на мощность его двигателя. Но при этом чрезмерные нагрузки в виде буксировки других автомобилей, «выдергивания» их на тросу и просто езда с перегрузом может испортить здоровье «автомата». Может произойти однократная одномоментная пробуксовка фрикционов, которая «запускает» процесс их износа. При этом в трансмиссионную жидкость (ATF) попадает пыль с поверхности фрикционов, которая в худшую сторону изменяет ее свойства. Поэтому важно не допускать чрезмерной, то есть не расчетной, нагрузки на «автомат».
Довольно быстро можно испортить АКПП при длительном и интенсивном буксовании. Тут владельцы машин с «автоматами» часто допускают ряд критических ошибок. Во-первых, допускают агрессивную пробуксовку колес как на машинах с обычной МКП. Во-вторых, второпях переключают передний ход на задний (или наоборот), не дожидаясь полной остановки автомобиля. То есть, пытаются выехать «в раскачку», при этом нанося серьезный урон «автомату»: при этом происходит сильная пробуксовка фрикционов. В-третьих, буксуют слишком долго, перегревая трансмиссионную жидкость.
Также не следует буксировать на тросу машину, оснащенную АКП, на большие расстояния. Существует правило «50 на 50», согласно которому автомобиль с «автоматом» можно буксировать на расстояние до 50 км/ч со скоростью не более 50 км/ч. Я же рекомендую не допускать буксировки машины с АКПП на расстояния более 20 км и делать это на скорости не более 50 км/ч. При этом важно проводить буксировку с заведенным двигателем, который приводит в работу масляный насос АКП.
Аналогия с прогревом АКПП не совсем корректная. Прогрев как таковой нужен, но он происходит не так, как у двигателя. Дело в том, что любая АКПП прогревается под нагрузкой в процессе движения. Масло (трансмиссионная жидкость) греется в гидротрансформаторе. Поэтому в сильные морозы я рекомендую начинать движение плавно, ехать с небольшой городской скоростью, не допуская резких ускорений и пробуксовок. Трансмиссионное масло прогреется на 5-10 минут и водитель это даже почувствует: коробка станет переключаться легче, быстрее, плавнее.
Есть рекомендация по поводу переключения между режимами АКП на неподвижной машине до поездки, при удержании машины тормозами. На самом деле какой-то практической пользы эта рекомендация не имеет.
В любой автоматической коробке можно и нужно менять масло. Существуют так называемые «необслуживаемые» АКПП, однако и в них производители предусмотрели и сливные, заливные отверстия, и возможность проверки уровня масла. Часто в таких АКПП присутствуют и сменные фильтры. Масло менять нужно, оно никогда не прослужит более 100.000 км.
Говоря о службе трансмиссионного масла я имею в виду сохранение его важных рабочих свойств. Трансмиссионная жидкость (масло для автоматической коробки) имеет ряд важных свойств: смазывающих, охлаждающих, моющих. В масле содержатся присадки. Со временем свойства масла ухудшаются, снижаются. Поэтому регулярная замена масла продлевает жизнь АКПП.
В силу конструктивных особенностей любого «автомата» значительная часть масла остается в нем даже после снятия поддона. Поэтому правильно говорить о частичной и полной замене масла в АКПП. На самом деле, почти любой простой слив масла и долив свежего до уровня можно считать частичной заменой. Полная замена проводится с применением специального инструмента. Об этом уже подробно рассказывали на AUTOSPOT.BY
Также обращу внимание на то, что замена масла в «автомате» должна проводится только на специализированной станции, которая профильно занимается обслуживанием таких коробок, их ремонтом и имеют достаточный опыт.
Нередко мы сталкиваемся с последствиями неквалифицированного обслуживания АКП. Например, и в гаражных условиях можно правильно установить уровень залитого масла, но продавить прокладки поддона АКПП из-за чрезмерной силы зажатия болтов. В результате начинается подтекание масла. Снижение уровня масла приводит к поломке АКПП.
Самый распространенный признак неисправности «автомата» – пробуксовка. Водитель может обнаружить или почувствовать ее по несинхронному увеличению оборотов двигателя и скорости. Со стороны это напоминает пробуксовку сцепления МКП или выжим педали сцепления. То есть, водитель давит на акселератор, а машина разгоняется вяло, хотя отклики мотора нареканий не вызывают. Обычно пробуксовка четко проявляется на прогретой машине.
Современные АКПП могут сообщать о неисправности, высвечивая на панели приборов сообщение об ошибке. Та же пробуксовка элементарно фиксируется системой самодиагностики.
Также о случившейся поломке «автомата» свидетельствуют жесткие включения передач «вверх» и «вниз», а также толчки при переключении хода.
Немало ошибок в работе АКПП происходят из-за проблем по части электрики. Такие ошибки могут быть вызваны попаданием влаги или соли в разъемы, контакты жгутов проводов и даже выгоранием транзисторов и конденсаторов в управляющих блоках. Тогда в первую очередь нарушается работа электрики – системы, управляющей работок коробки. Истинные причины неисправности выясняются в ходе диагностики АКПП.
Можно ли сэкономить на ремонте АКП при раннем обращении на специализированную СТО? Как не пропустить момент с тотальной поломкой АКП?
Сделать ремонт «автомата» менее дорогим можно при своевременном обращении на специализированную СТО. Выход их строя одного компонента АКПП быстро вызывает поломку других частей. Например, изношенные до металла фрикционные диски начнут загрязнять масло стружкой, которая быстро испортит клапана и гидроплиту. Поэтому при первых подозрениях на неисправность АКПП нужно обращаться на диагностику.
У каждой модели АКПП есть характерные поломки. Например, на французских автоматических коробок присутствуют проблемы с регулировкой давления. Для устранения неисправности нужно менять соответствующие клапана. Эти клапана выходят из строя с ходом времени – просто изнашиваются, и с особенностями эксплуатации их ресурс не связан.
У каких-то коробок рассыпаются подшипники в планетарном механизме, и впоследствии высыпается вся планетарка. У каких-то АКПП частые проблемы с гидротрансформатором. Зная характерные поломки и слабые места конкретных «автоматов», можно уделить им пристальное внимание и своевременно устранить неисправность.
В любом случае, при обнаружении какого-то дискомфорта в работе «автомата», следует обращаться на диагностику. На СТО «Глобал трансмиссия» мы бесплатно проводим дорожный тест. И во многих случаях такая проверка может подтвердить или опровергнуть сомнения по поводу исправности АКПП.
Недавно были интересные случаи и обращения. Один клиент приехал с жалобой по поводу снизившейся динамики автомобиля. Интересно, что клиент заподозрил неисправность АКПП, уже побывал на диагностике на нескольких СТО, и те ему озвучили стоимость ремонта коробки. Я в ходе дорожного теста не обнаружил проблем с коробкой. Машина просто была медленная и «тупая» в разгоне. Тогда я остановился на уклоне и поставил АКПП в нейтраль. Машина с «неисправной коробкой» не катилась вниз с уклона даже когда ее подталкивали. Где была неисправность? Правильно – в подклинившем тормозном суппорте!
Еще был случай с немолодым Ford Explorer. Машина дергалась в движении. Клиент до обращения к нам прошел диагностику на одной СТО, где ему «приговорили» гидротрансформатор. В ходе дорожного теста я почувствовал дрожания и дергания, но они явно исходили не от «автомата». На самом деле дергался мотор, причем даже на холостых оборотах. Причина его нестабильной работы крылась в пропусках зажигания. Владелец давно не менял свечи, искра стала пробивать изоляторы. После замены свечей «автомат» на этой машине «вылечился» сам собой.
Статья подготовлена при содействии СТО «Глобал Трансмиссия».
Евгений Дударев
autospot.by